Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66 «Яблонька» города Калуги (МБДОУ № 66 г.Калуги) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА педагогическим советом МБДОУ № 66 приказом МБДОУ № 66 г.Калуги г.Калуги от 30.08.2024 № 151/01-02 протокол от 30.08.2024 № 1 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Домисолька» для детей 6-7 лет Составитель программы: старший воспитатель: Малахова Елена Львовна Срок реализации программы: 1 год город Калуга, 2024 Содержание 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3 1.1.1. Актуальность Программы……………………………………………………………….3 1.1.2. Новизна и отличительная особенность Программы…………………………………..3 1.1.3. Адресат программы. Возрастные характеристики детей 6-7 лет……………………..3 1.1.4. Сроки реализации Программы…………………………………………………………..5 1.2. Цель и задачи Программы……………………………………………………………….5 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………...5 1.3. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………6 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности……………………………………………...….7 2.2. Формы проведения занятий………………………………………………………………...8 2.3. Содержание освоения Программы…………………………………………………………8 2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………….9 3.Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………10 3.2. Формы педагогической диагностики……………………………………………………..10 3.3 Методическое обеспечение Программы……….………………………………………….10 Приложение 1. Тематический план ………………………………………………………………………….11 2. Перспективное планирование содержание работы.………………………………………12 2 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Домисолька» (далее по тексту Программа) художественной направленности и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства, предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Программа направлена на формирование у детей певческих навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства. Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению успешно развиваются: слух, (тембровый и динамический) музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. 1.1.1. Актуальность Программы Актуальность связана с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, рос том числа детских вокальных конкурсов и фестивалей. В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления. В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям. 1.1.2. Новизна и отличительная особенность Программы Новизна заключается в применении инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных конкурсах и фестивалях, а также интернет-конкурсах. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 1.1.3. Адресат Программы. Возрастные характеристики детей 6-7 лет Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Наполняемость группы до 15 человек. Возрастные особенности детей в возрасте 6-7 лет: 3 В возрасте 6-7лет у детей выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются не только познавательных, но и личностных задач. Здесь же, в дошкольном возрасте, берѐт своѐ начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности детей проявляются в конструктивных играх, в художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребѐнка к действительности. Именно дошкольный возраст является наиболее благотворным периодом для начала обучения вокалу, ибо музыкальность у детей развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают ребѐнка обучать пению. Для дошкольников наиболее характерна игровая деятельность. Игра тесно связана с формированием творческих способностей детей. Важнейшая психологическая особенность художественной игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта ребѐнка в сферу музыкальной деятельности. Введение в занятие песен-игр вызывает большое оживление у ребят, помогает наладить двигательную координацию. У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, у них улучшается артикуляция во время пения. У них возрастает слуховые активность и внимание, и они уже способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне и петь после него; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением (фонограммой) и без него. Существует так же ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования дошкольников от аналогичных органов взрослого человека: гортань расположена выше, чем у взрослых; объѐм лѐгких небольшой, и поэтому в большинстве случаев грудное резонирование отсутствует; голосовая мышца практически не сформирована и ещѐ не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Кроме того, певческий голос дошкольников характеризуется особой лѐгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, высоким головным резонированием, и поэтому детям вредят крик, громкое пение, шѐпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. С целью охраны детского голоса следует: учитывать певческий диапазон ребѐнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазона для конкретного ребѐнка, а диапазон дошкольников сравнительно невелик- в среднем ре1 -ре2 (хотя у музыкально одарѐнных детей встречается и значительно шире); осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте; беречь голос ребѐнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.) 4 Правильное звучание голоса ребѐнка 6-7 лет соответствует таким понятиям, как звонкое и лѐгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции. Как известно, в процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов). Если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование. 1.1.4. Срок реализации Программы Срок реализации Программы 1 год. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (что составляет 4 занятия в месяц, 32 занятия в год), во вторую половину дня в музыкальном зале. Продолжительность занятий не превышает требований, действующих санитарных норм и правил (СанПиН), в соответствии с возрастом детей составляет: 30 минут – подготовительная группа (6-7 лет). Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети в возрасте 6-7 лет. 1.2. Цель и задачи программы: Цель: создание условий для развития творческих способностей через певческую деятельность, формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; обучить основам музыкальной грамоты; обучить основам вокального мастерства; Воспитательные: привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; привить навыки сценического поведения; Развивающие: развить музыкально-эстетический вкус; развить музыкальные способности детей; Коррекционные: создать условия для пополнения музыкального словарного запаса; стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка; развивать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно– нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания занятий. При организации образовательного процесса наиболее 5 эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями: - «Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умений и навыков в продуктивной деятельности. - «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, игры во время вокализации, импровизация музыкальных композиций. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы По итогам реализации Программы дети смогут: овладеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз. усвоить ритмический рисунок, движение мелодии, петь слаженно. давать мотивированную оценку результатам своей деятельности с помощью педагога. Работа будут отслеживаться следующим способом: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации программы будут проходить в форме концерта. Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Метапредметными результатами являются: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются: формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. Способы определения результативности освоения программы: Дети должны знать: язык музыки (нотная грамотность, основные понятия); о культуре поведения на сцене; Должны научиться, должны уметь: слушать и слышать музыку; вовремя вступать после музыкального вступления; движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой; ритмично двигаться под музыку; красиво выходить на сцену; ориентироваться в пространстве сцены; красиво уходить со сцены. 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности 6 Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий: игровой характер деятельности; активная концертная деятельность детей; доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях; атрибуты (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) звуковоспроизводящая аппаратура (муз. центр, ноутбук, микрофон, СDдиски с записями музыкального материала). В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. К слуховым навыкам можно отнести: слуховой самоконтроль; слуховое внимание; представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкальноэстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: выразительностью мимики лица; выражением глаз; выразительностью движения и жестов; тембровой окраской голоса: динамическими оттенками и особенностью фразировки; наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение. Певческое дыхание. Ребенок осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов: короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. 2.2.Формы проведения занятий 7 Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. На занятии используется беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: наглядно-слуховой; наглядно-зрительный; репродуктивный. Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: - настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); - дыхательная гимнастика; - речевые упражнения; - распевание; - пение вокализов; - работа над произведением; - анализ занятия; - задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Концертная программа должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчѐт. Проводится один раз в конце учебного года. - Выставка фотоматериала из выступлений. - Итоговое занятие. - Урок-концерт. - Успехи, результат. - Отчетный концерт. 2.3. Содержание освоения Программы: 1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов. 2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. 3. Звукообразование. Музыкальные штрихи. Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука (в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения) 8 4. Формирование правильных навыков дыхания Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной. 5. Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения. 6. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. 7. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения. 8. Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов. 9. Музыкально-сценическое движение. Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актѐрскими навыками в пении. 10. Работа над репертуаром. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом произведения. 11. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12. Итоговые занятия, творческие отчѐты. Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления. 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей развивать певческую деятельность детей в ДОО и дома. Основные задачи: информировать о возможностях художественно-эстетического развития детей в условиях детского сада и семьи; создать в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлекать семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОО; поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. 9 3.Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы: Для занятий по Программе «Домисолька» используется музыкальный зал, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение должно быть сухим, светлым, с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с дошкольниками. Техническое оснащение: дидактический материал; видеоматериал по музыкальному искусству мира; атрибуты для занятий (шумовые инструменты); музыкальный центр; музыкальные носители; флеш-накопители; компьютер; проектор; фортепьяно. Материалы и оборудование: Технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, Л.Серебряной, А.Н.Стрельниковой. Кадровое обеспечение: 3.2. Формы педагогической диагностики Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный - октябрь, итоговый - май) в форме наблюдения и через практические задания. Формы контроля: с целью определения результативности реализации программы используется педагогическое наблюдение. Результативность оценивается по девяти показателям, по трѐхбалльной шкале: высокий уровень – 3б., средний уровень – 2б., низкий уровень – 1б. Показатели: музыкальность, эмоциональная сфера, характерологические особенности, творческие проявления, внимание, память, подвижность нервных процессов, пластичность, координация движений. Формы подведения итогов реализации программы: отчетные концерты для родителей; выступление на утренниках, праздниках, развлечениях в ДОО; участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня. 3.3. Методическое обеспечение программы 1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с. 2. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с. 3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 6. Учим петь система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 7. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Орлова Т. М., Бекина С. И. М.: Просвещение, 1988. – 143 10 Приложение 1 Тематический план Тема Октябрь Знакомство с песней. Познакомить с дыханием во время пения. Пение – упражнение для развития слуха. Разбор песен. Пение – упражнение для развития голоса. Разбор упражнений для развития слуха и голоса. Работа над упражнениями развития слуха и голоса. Ноябрь Познакомить с правильной певческой установкой. Закрепление песен. цели Работать над мелодической линией песни, с показом рукой направление движения, выучить слова. Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы. Развивать умение детей петь легким, естественным голосом. Закрепить выученные упражнения. Работа над упражнениями развития слуха и голоса. Разучивание песни. Работа над песней. Декабрь Работа над дикцией. Разучивание песен (3 занятия). Январь Выразительность в пении. Разучивание песен-попевок. Работа с упражнениями для развития слуха и голоса. Творческие задания. Разучивание песен Февраль Сценическая культура исполнения песен. 11 Закрепить умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Закрепить работу над правильным дыханием, выразительным исполнением песни. Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы. Петь легко, без форсирования. Закрепить работу над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы Чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат Петь легко, без форсирования, с четкой дикцией. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом песен. Развивать умение детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Развивать умение детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Развивать умение детей работать с микрофоном Разучивание новой песни. Творческие импровизации. Проработать трудные ритмические места с хлопками, маракасами, бубнами. Закрепить ранее выученный материал. Работать над мелодической линией песни, показать рукой направление движения, выучить слова. Знакомство с песней. Март Упражнение для развития слуха и голоса (2 занятия). Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом пропевании поступенных и скачкообразных движений. Работать над дикцией и выразительным исполнением. Закрепить умение петь в унисон, а капелла, используя движения рук. Развивать творческую активность каждого ребенка, инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации Развивать умение детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией. Развивать умение выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии стекстом песен. Работать над выразительным исполнением песен. Работать над звуковедением, дыханием, артикуляцией, четкой дикцией. Разучивание новой песни. Сольное исполнение песни (2 занятия). Апрель Творческие импровизации. Разбор новой песни Закрепление певческих навыков. Май Подготовка к празднику «День Победы» Закрепление певческих навыков. Подготовка к празднику «День защиты детей» Итоговое занятие. Закрепить ранее выученные песни. Закрепить вокальные навыки детей. Приложение 2 Перспективное планирование содержание работы Октябрь Содержание работы Задачи Музыкальный материал 12 1.Упражнения на дыхание Развивать умение управлять мускулатурой дыхательных мышц. 2.Артикуляционная гимнастика Укреплять мягкое небо расслаблять дыхательные мышцы. 3. Игровое распевание Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух Петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения 4.Пение Ноябрь Содержание работы 1Упражнение на дыхание Задачи Развивать длительный выдох 2.Артикуляционная гимнастика Укрепление гортани. Работа над дикцией. 3.Игровое распевание Развивать чистое интонирование 13 «Осы» Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…» «Ветер» «Поезд» Дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается «пхпх», все быстрее и быстрее, потом останавливается. «Карабас Барабас и куклы» А.Евтодьева «Осенняя шуточная» Н.Куликова Музыкальный материал «Шарик» Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!... Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-шш..» «Вечер» Все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «тр-тртр», кричит филин «у-у-уу», кукушка «ку-ку». «Кот и мышка» А.Евтодьева 4. Пение Декабрь Содержание работы 1.Упражнение на дыхание Петь выразительно, «Модница Осень» эмоционально. Работать над М.Басовой чистотой интонирования. Задачи Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, 2.Артикуляционная гимнастика Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ 3.Игровое распевание Развивать эмоциональность, петь по ролям Петь выразительно, в темпе, начинать после вступления всем вместе. Вызвать желание участвовать в концертной деятельности 4.Пение 5.Концертная деятельность Январь Содержание работы 1.Упражнение на дыхание 2.Артикуляционная гимнастика Задачи Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать 14 Музыкальный материал «Дятел» Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-дд…», ударяя кулачками друг о друга. «Часики» Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. «Медвежонок и пчела» А.Евтодьева «Приглашаем в наш сад » И.Якушкиной Выступление для детей младшей группы «Посмотрите-ка на нас!» Музыкальный материал «Дед Мороз» Как подул ДедМороз – В воздухе морозном Полетели, закружились Ледяные звезды. Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). дикцию и артикуляцию. 3.Игровое распевание 4.Пение Февраль Содержание работы 1.Упражнение на дыхание 2Артикуляционная гимнастика. 3.Игровое распевание 4. Пение Март Содержание работы 1.Упражнение на дыхание 2.Артикуляционная гимнастика 3.Игровое распевание 4.Пение Продолжать развивать дикцию, артикуляцию, дыхание. Петь выразительно, в характере песни. Формировать умение петь и двигаться одновременно. Задачи Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Упражнять детей в различении звуков по высоте Петь выразительно, не выкрикивая, слушать вступление. Задачи Правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Стрекоза и рыбка» А.Евтодьева А.Ермолов «Зимняя сказка» Музыкальный материал «Мышка принюхивается» Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой. «Лягушка и муравей» А.Евтодьева «Сами с усами» Н.Анисимов Музыкальный репертуар «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание лечебных звуков – Ж,Ш,З,С,В, Н,М(по М.Лазареву) Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Развивать мелодический «Снежная королева» слух, чувство лада А.Евтодьева Побуждать детей к активной Деда - непоседа» Т.Боковой 15 5. Концертная деятельность Апрель Содержание работы 1. Упражнение на дыхание 2. Артикуляционная гимнастика 3.Игровое распевание 4.Пение Май Содержание работы 1. Упражнение на дыхание вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Поддерживать детей в стремлении выступать перед публикой Задачи Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Расширять диапазон детского голоса ;точно попадать на первый звук.. Связывать звуки в «легато». Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Задачи Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. 16 Концерт для детей младшей группы «Мы маленькие звездочки!» Музыкальный материал «Воздушный шар» М.Картушиной, «Подуй на пальцы» Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. Упражнение «Обезьянки». «Машенька и медведь» А.Евтодьева «Весенняя песня для мамы» Т.Кожуховской Музыкальный материал «Аромат цветов» Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!» В апреле, в апреле луга запестрели. 2.Артикуляционная гимнастика Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3. Игровое распевание Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание 4.Пение Закреплять певческие навыки. Усиливать интерес к певческой деятельности С прогулки букеты приносим в апреле. Крапивы немного домой притащи – Пусть бабушка сварит зеленые щи. Трактор Энергично произносить дт, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка). «Волк и Красная шапочка» А.Евтодьева «Манная каша» А.Абелян Май 1.Выступление перед детьми младших групп «Песни весело поем!» 2.Выступление на родительском собрании с концертными номерами. 17