Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66 «Яблонька» города Калуги (МБДОУ № 66 г.Калуги) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ № 66 г.Калуги от 30.08.2024 № 151/01-02 педагогическим советом МБДОУ № 66 г.Калуги (протокол от 30.08.2024 № 1) Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазия» для детей 5-7 лет Составитель программы Воспитатель: Демидова Едена Владимировна Срок реализации программы 2 года город Калуга, 2024 №п/п Содержание 1. Раздел. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Актуальность Программы 1.1.2. Новизна и отличительная особенность 1.1.3. Адресат Программы. Возрастные особенности детей 5-7 лет 1.1.4. Сроки освоения Программы 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.2. Цели и задачи Программы 1.2.1. Принципы и подходы реализации Программы 1.3. Содержание работы по Программе 1.4. Планируемые результаты освоения Программы 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации Программы 2.2. Формы педагогической диагностики 2.3. Методические материалы 3 Список литературы 4 Приложение Приложение 1 Календарный учебный график Приложение 2 Календарно-тематический план первого года обучения 5-6 лет Приложение 3 Календарно-тематический план второго года обучения 6-7 лет Приложение 4 Формы работы с родителями стр. 3 3 4 4 5 5 6 6 7 8 9 9 10 11 2 Оригами – это сказка. Оригами – это веселый труд. Оригами – это волшебный мир. Оригами – это фокус. Оригами – это физкультминутка. Оригами - это мир превращений и квадрат. Оригами – это то, что я могу сделать. Оригами – это праздник. Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем. Учитывая вышесказанное была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия» (далее Программа) художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. Программа построена на основе учѐта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют: Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 1.1.1. Актуальность Программы Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Через Программу, которая предполагает различные действия с бумагой, в процессе еѐ обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки об3 щения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию: 1. мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; 2. сенсорного восприятия; 3. глазомера; 4. логического мышления; 5. воображения; 6. волевых качеств (усидчивости, терпения, умение доводить работу до конца и т.п.); 7. художественных способностей и эстетического вкуса. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д. 1.1.2. Новизна Программы Занятия с воспитанниками по программе - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги, сотворения настоящих шедевров своими руками. Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течении долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно. Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовнонравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. 1.1.3.Адресат Программы. Возрастные особенности детей 5-7 лет Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Наполняемость группы до 20 человек, в группе занимаются дети одного возраста: 1 группа возраст 5-6 лет – первый год обучения; 2 группа возраст 6-7 лет – второй год обучения. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5 - 6 лет. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельной творческой работе. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления об изготавливаемых ими изделий. К возрастным характеристикам детей от 6 до 7 лет прибавляются следующие характеристики. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызы4 вает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. 1.1.4. Срок освоения Программы Срок реализации программы для детей 5-7 лет» - 2 года. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (что составляет 4 занятия в месяц, 32 занятия в год), во вторую половину дня в кабинете изостудии. Продолжительность занятий не превышает требований, действующих СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет: а) 25 минут в старшей группе; б) 30 минут в подготовительной группе. 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети одного возраста с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. При обучении по программе используются традиционные методы: наглядный, практический словесный. В процессе обучения по программе используются различные формы организации: 1. фронтальная (все одновременно выполняют одинаковые задания под руководством педагога); 2. групповая (для выполнения заданий дети объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом); 3. коллективная (дети выполняют общее задание, проявляя самостоятельность и взаимопомощь); 4. индивидуальная (самостоятельная работа детей при выполнении индивидуального задания). Особое внимание уделяется дифференцированному подходу. Формы занятий: беседа, практические занятия, игра, викторина, конкурсы 5 1.2. Цель и задачи Программы Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: 1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). 2. Научить ребенка общаться с бумагой. 3. Развивать глазомер при работе с бумагой. 4. Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам. 5. Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию. 6. Развивать мелкую моторику пальцев. 7. Обогащать словарный запас детей. 8. Активизировать мыслительную деятельность. 9. Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус. 10. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. 11. Воспитывать интерес к искусству оригами. 12. Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций. 13. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. 1.2.1. Принципы и подходы реализации Программы Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. 1. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. 2. Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. 3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков. 4. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей. 5. Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить. 6. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.). 7. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность. 8. Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка. 6 9. Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка. 1.3. Содержание работы по Программе Работа по программе строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Интеграция с другими образовательными областями: 1. Социально — коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. 2. Познавательное развитие: сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере познавательного творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов. 3. Речевое развитие: практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи; .на занятиях используется прием комментированного творчества; в процессе обыгрывания сюжета и самого творчества ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря. 4. Художественно-эстетическое развитие: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; творчество по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; изготовление пригласительных билетов, использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям. 5. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, воспитание культурногигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. На занятии учитывается следующее: ориентироваться на позу; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости. Методы, используемые на занятии: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями. Форма занятий – совместная деятельность. 7 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, прикладном творчестве и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими; ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; - ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Результаты освоения программы 5– 6 лет Сенсорное развитие: владеет основными эталонами цвета, формы, величины, выделяет пропорциональные особенности объектов; различает и использует в деятельности различные детали, формы. Развитие конструктивной деятельности: использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине); создает изделия по схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая бумагу; выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта. Развитие детского творчества: владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности; самостоятельно создает изделия и композиции. Результаты освоения программы 6– 7 лет Сенсорное развитие: различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.); обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий; классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям. 8 Развитие конструктивной деятельности: использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине; самостоятельно отбирает необходимые для изделия материалы и использует их с учетом композиции; способен создавать различные изделия и композиции по рисунку, словесной инструкции. Развитие детского творчества: принимает участие в создании коллективных изделий, композиций; реализует собственные замыслы; варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств. Научится различным приемам работы с бумагой. Будет знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами. Научится следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. Будет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Разовьѐт внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. Познакомится с искусством оригами. Овладеет навыками культуры труда. Улучшит свои коммуникативные способности и приобретѐт навыки работы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации Программы Для занятий по программе «Фантазия» используется изостудия, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение сухое, светлое, имеется возможность для проветривания, по площади, достаточной для проведения занятий с группой до 20 человек. Материально-техническое обеспечение программы: Мультимедийное оборудование. Материалы и оборудование: Мебель соответствует росту и возрасту детей. Дидактический материал: схемы и иллюстрации по изготовлению поделок оригами; образца и схемы изготовления «базовых форм» (модулей); карточки с заданиями для детей; иллюстрационные материалы; репродукции картин; фотоальбомы; литература для детей и родителей; доска; мольберт, магнитофон; бумага; образцы работ (шаблоны) картон. 2.2. Формы педагогической диагностики Диагностический инструментарий. Мониторинг разработан с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. 9 Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале. 3 балла - высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл – низкий уровень. Ф.И. Задание Задание Задание Задание Задание Задание ребенка №1 №2 №3 №4 №5 №6 н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. Инструментарий для обследования (Диагностические задания) Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам. Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали. Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь». Задание № 4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба). Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой. Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям. Полученный треугольник сложи пополам сверху. Итоговый показатель Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям. Средний уровень: (от 10 до 15 баллов). Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям. Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает. 2.3. Методические материалы Рекомендации к проведению занятий 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учет возрастных особенностей детей. Предоставление ребенку максимальной свободы для проявления инициативы. Подготовка и поддержание в порядке своего рабочего места. Создание творческой доброжелательной атмосферы. Побуждение детей к самостоятельности. Результаты труда ребенка не получают отрицательной оценки. Ощущение детьми радости от достигнутых результатов. Организация выставок детских работ. 10 3. Список литературы 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всѐ об оригами – СПб: Кристалл, 2005. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997. 3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995. 4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995. 5. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с. 6. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с. 7. Валюх О.В., Валюх А.А. Модульное оригами. Веселые объемные фигурки. ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». – Белгород, 2013г. – 96с. 8. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104с. 9. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с. 10. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007. 11. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007. 12. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001. 13. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с. 14. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с. 15. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с. 16. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»). 17. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»). 18. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с. 19. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»). 11 Приложение 1 Календарный учебный график Для 2-лет обучения Начало учебного года Окончание учебного года Летние каникулы Продолжительность учебного числе 1-ое полугодие 2-ое полугодие Всего Продолжительность занятий 5-6 лет 6-7 лет Диагностический период 1,2 года 1 октября 31 мая 1 июня по 31 августа года всего, в том 12 занятий 20 занятий 32 занятия в год Регламентирование занятий (вторая половина дня) Каникулы и праздничные дни 25 минут 30 минут Октябрь 1 занятие Май 1 занятие Вторая половина дня В соответствии с календарными периодами и датами Учебно-тематический план 5-6 лет № п/п Наименование тем Кол-во занятий 3 Знакомство с оригами 1 Знакомство с условными знаками и 1 приемами оригами Бумага. Учимся складывать 4 4 Базовая форма «Треугольник» 4 5 Базовая форма «Воздушный змей» 4 6 Базовая форма «Книжечка» 4 7 Базовая форма «Конверт» 4 8 Базовая форма «Двойной квадрат» 4 9 Базовая форма «Рыба» 4 10 Итоговые занятия 2 1 2 Форма контроля Беседа, обсуждение Беседа, обсуждение наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка наблюдение, обсуждение, поделка Беседы, обсуждение, выставки 32 12 Учебно-тематический план 6-7 лет № п/п Наименование тем Кол-во занятий 1 Фрукты и овощи 3 2 Осень 3 3 Откуда хлеб пришел 3 4 Новый год 3 5 Зима 3 6 Зимние забавы 3 7 День защитников Отечества 2 8 8 марта 3 9 День космонавтики 3 10 Весна 2 11 9 мая «День Победы» 2 12 Итоговые занятия 2 Форма контроля Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки Беседы, ки обсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выставобсуждение, выстав- 32 13 Приложение 2 Календарно-тематический план первого года обучения 5-6 лет Месяц Октябрь Тема 1.Знакомство с оригами. 2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами. 3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать. Ноябрь Базовая форма «Треугольник» 1. «Лягушка» 2. «Мышка» 3. «Заяц» 4. «Лиса» Декабрь Базовая форма «Треугольник» 1. «Волк» 2. «Медведь» 3. «Петушок» Цель Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». Преобразование базовой формы в разные поделки. Преобразование базовой формы в разные поделки. Развивать диалогическую речь. Содержание Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат. Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. Закрепить умение мастерить Девиз занятия Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. Славный ротик до ушей – Хоть завязки к ним пришей. Сильно выпучены глазки – То лягушечка из сказки. Наш ушастый зайка Ходит, как зазнайка. Ушки длинные торчат, Зубки крепкие стучат. Под корягой в буреломе Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосет. День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходить – бродит волк молчком, Уши серые торчком. А в деревне есть домок – 14 Развитие эстетического вкуса. поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка. 4. Базовая форма «Книжка» - теремок. Ожившая сказка «Теремок» Январь Базовая форма «Воздушный змей» «Елочка» «Лиса», «Береза», «Петушок» Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи. Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей». Февраль Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей» Сказка «Петушок - золотой гребешок»» «Домик для петушка» Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Лиса и петушок». Март Базовая форма «Треугольник» «Тюльпан» « Ирис» « Веточка» Панно «Цветущие цветы» Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. Научить изготавливать новую поделку домик, используя базовую форму «книжка», и «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готового дома. Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную ком- Прямо терем – теремок Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? Может мышка норушка? Нет! Ну, лягушка – квакушка? Нет! Ну, зайчишка трусишка? Нет! Ну, лисичка сестричка? В рыжем платьице из ситца раскрасавица лисица. Хвостик с белым кончиком, краска, что ли, кончилась? Вот букет тюльпанов Красных, без изъянов! Лепестки расправь, В вазу их поставь. Смешной цветок поставлен в 15 позицию из цветов и листьев. Апрель Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей» 1. «Рыбка» 2. «Лодка» 3. «Пароход» 4. «Лодка под парусом» Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. Май Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба» «Катер» «Краб» «Акула» Панно «На Море» Знакомство с предметной композицией. Диагностика Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей» Фрагмент сказки «Серая Шейка» Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Серая Шейка». Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку. Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям Изготовить уточку, используя вазу Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги, А почему такой он важный? А потому что он бумажный! Муравей был очень смел, С детства он мечту имел – Моряком стать! Хоть он мал, Парусник наш оседлал. Это рыбка золотая В нашей книжке обитает. Золотой трепещет хвостик, Рыбка ждет подружку в гости. Лодочка под парусами. Посмотрите, дети, сами, Ветер если дуть начнет, Лодка быстро поплывет. Вот утиная семейка. С ними – Серея Шейка. Утки крякают: «Кряк – кряк! Кто не утка – тот чудак» 16 «Уточка» «Лиса» «Елки» базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат». Приложение 3 Календарно-тематический план второго года обучения 6-7 лет Месяц Октябрь Тема Ваза с фруктами «Ваза» «Фрукты» «Листики» Цель Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. Содержание Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям; использовать базовую форму «воздушный змей» Ноябрь Ваза с осенними цветами «Ваза» «Листики» Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. Колоски «Колоски» «Цветы» Закрепление приемов складывания Научить делать заготовки, собазовой формы «треугольник». единяя детали Создание общей композиции. используя новую базовую Девиз занятия Как хорош он, летний сад, Фруктами всегда богат. Вишен стройных целый ряд Рубином ягоды горят. Рядом здесь растѐт и слива, Плодами сочными красива. Груш и яблок аромат, Съесть одно бы каждый рад. Ходит осень В нашем парке, Дарит осень Всем подарки: Бусы красные – Рябине, Фартук розовый – Осине, Зонтик желтый – Тополям, Фрукты осень Дарит нам. Размечтался колосок: "Скоро стану хлебом!" Разливался сладкий сок 17 Декабрь Январь Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. форму «модули». Под июльским небом. - Стану тѐплым пирожком, Мягонькой ватрушкой Или маковым рожком Или сладкой сушкой В поле птахи голосок, Воздух пряный, влажный И от счастья колосок Стал немножко важный. Что такое Новый год? Это все наоборот: Елки в комнате растут, Белки шишек не грызут, Зайцы рядом с волком На колючей елке! Дождик тоже не простой, В Новый год он золотой, Блещет что есть мочи, Никого не мочит, Даже Дедушка Мороз Никому не щиплет нос. Летят и кружатся снежинки И в небе радостно танцуют. На солнышке горят искринки Волшебник добрый их рисует. Новогодняя открытка «Ветка – елки» «Новогодние шары» Изготовление новогодней открытки - многомодульная модель Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом модули, следуя указаниям; соединять детали в единое целое. Снежинка «Елки» «Дом» «Береза» Знакомство с предметной композицией Снеговик «Снеговик» «Метелка» Продолжить знакомство с предметной композицией. Научить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом «гармошка», отрабатывать навыки перегибания и умение соединять в единую поделку. Продолжать учить складывать Мы слепили снеговик. квадратный лист «гармошОн не мал и не велик. кой» следуя указаниям; соНосик из моркошки. 18 Февраль День защитников Отечества «Легковая машина» «Самолет - истребитель» Март Ваза с ромашками «Ваза» «Ромашки» «Листья» Апрель День космонавтики «Космонавт» «Ракета» Сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» «Сестрица Аленушка» «Братец Иванушка» Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное. Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. Создание сказочной композиции. единять детали в единое целое; также использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат». Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания поздравительной открытки. Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета. Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей»; изготавливать заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое Вместо глаз - картошки. Очень милый и смешной. Привели его домой. Поутру растаял. Мыть полы заставил. Ах, какие здесь машины! Шины их не из резины. Не из кожи их сиденья. Из бумаги все изделия. Самолетик - истребитель. Ловко дружно смастерите. Самолет наш совершенный, Потому что он военный. Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? Не секрет, ответили ромашки, Нас носило солнышко В кармашке! Мы с хорошей сказкой неразлучны, Ну, а песен в сказке – до небес! Вы представляете, как бы было скучно, Если б не было ни песен, ни чудес. 19 Май Модульное оригами «Тюльпан» Изготовление модульного оригами. Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой; составление красивого букета. Гордый вид и строгий стан – Это солнечный тюльпан. Он на клумбе поселился, И весною распустился. 20 Приложение 4 Формы работы с семьѐй. Создание рекламы о работе по Программе, беседы, проведение открытых занятий, выступления педагога и детей на родительских собраниях, демонстрация детских работ, участие в конкурсах различного уровня, ведение страницы в соцсети WhatsApp. мастерклассы для родителей, публикация работ на официальной страницы сайта ДОО. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи: 1. родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей; 2. передаѐтся опыт совместной деятельности; 3. создаѐтся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам; 4. создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей; 5. формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.). 21