Дополнительная общеразвивающая программа - Радуга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 66 «Яблонька» города Калуги
(МБДОУ № 66 г.Калуги)
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ № 66 г.Калуги
от 30.08.2024 № 151/01-02

педагогическим советом МБДОУ № 66
г.Калуги
протокол от 30.08.2024 № 1

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга»
для детей 6-7 лет

Составитель программы:
Жигалина Ирина Витальевна
Срок реализации программы: 1год

город Калуга,
2024

Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.1.1. Актуальность Программы……………………………………………………………….3
1.1.2. Новизна и отличительная особенность Программы…………………………………..4
1.1.3. Адресат программы. Возрастные характеристики детей 6-7 лет……………………..4
1.1.4. Сроки реализации Программы…………………………………………………………..5
1.2. Цель и задачи Программы………………………………………………………………..5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………….....6
1.4. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………6
2. Содержательный раздел
2.1. Организационно-методические пояснения по проведению занятий ……………………8
2.2. Формы и режим занятий………………………………………………………………........8
2.3. Содержание освоения Программы…………………………………………………………9
2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………9
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………..9
3.2. Формы педагогической диагностики……………………………………………………10
3.3 Методическое обеспечение Программы……….………………………………………….10
Приложение
1. Перспективный план проведения занятий…………………………………………………11

2

«Истоки способностей и
дарования детей – на кончиках их пальцев.
От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник их творческой мысли»
В.А.Сухомлинский
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (далее по тексту
Программа) художественной направленности направлена на формирование у детей –
художественно-эстетического мышления, посредством работы в нетрадиционной технике
рисования и предназначена для работы с детьми 6-7 лет.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы
всестороннего, гармонического развития ребенка, реализуются его возможности и первые
проявления творчества.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной
деятельности дошкольников. Можно утверждать, что художественное творчество
оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам
красоты.
В ходе реализации Программы дети освоят различные техники рисования,
познакомятся с разнообразными изобразительными материалами (пастель, тушь, уголь,
сангина, витраж и т.д.), благодаря чему повысится их интерес к изобразительной
деятельности и будут развиваться художественно-творческие способности.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания
и умения в различных ситуациях.
1.1.1. Актуальность Программы
Актуальностью является использование нетрадиционных методов и способов
развития детского творчества: декупаж, рисование крупами, рисование мятой бумагой,
обрывная аппликация, создание поделок из бросового материала. Изобразительная
деятельность с применением различных нетрадиционных художественных техник – это
маленькая игра, которая позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, дает возможность для
развития творческих способностей дошкольников, способствует эстетическому и
нравственному развитию, расширению кругозора, развитию мелкой моторики пальцев
рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых
качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.),
художественных способностей и эстетического вкуса.

3

1.1.2. Новизна Программы
Новизна Программы состоит в том, что из многолетнего опыта работы с детьми по
развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что
стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации
недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал
нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования
дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность
детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных технологий. Все
занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах
 Способствует снятию детских страхов.
 Учит детей свободно выражать свой замысел.
 Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
 Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и
бросовыми материалами .
 Развивает мелкую моторику рук.
 Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается
уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник.


1.1.3. Адресат Программы. Возрастные характеристики детей 6-7 лет
Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного
представителя). Наполняемость группы до 15 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми
в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно
рисуют женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты:
мама и дочка, комната и т.д.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализированным
и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, нос, рот, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом
подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в
изобразительной деятельности.
Продолжает развиваться образное мышление, внимание и воображение.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети быстро и
правильно подбирают необходимый материал. У детей продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных
признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
4

отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе
бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной
прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при
наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками
образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно
становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст.
1.1.4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы 1 год.
Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время,
и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (что составляет 8 занятий в месяц, 64 занятия в
год), во вторую половину дня в изостудии.
Продолжительность занятий не превышает требований, действующих санитарных
норм и правил (СанПиН), в соответствии с возрастом детей составляет:
30 минут – подготовительная группа (6-7 лет).
Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети в
возрасте 6-7 лет.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие художественно-творческих
посредством овладения ими различных техник рисования.

способностей

детей

Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с различными изобразительными материалами и техниками
рисования, учить использовать их в своей работе с целью получения
выразительного образа;
 учить понимать и выделять такие средства выразительности как композиция и
колорит


Развивающие:
пробуждать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
 развивать образное и ассоциативное мышление, воображение и фантазию,
художественно-творческие способности, умение активно и творчески применять
ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные
средства;


Воспитательные:
5

воспитывать эстетическое восприятие;
 воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании
коллективных работ.


1.3. Принципы и подходы к формированию Программы














Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
Сотрудничество ДОО с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
изобразительной деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей, принципа культуросообразности,
регионального компонента. Реализация этого принципа обеспечивает учет
региональных культурных традиций в образовании. Главный критерий отбора
программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный
уровень используемых произведений культуры (классической и народной).
Доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества
упражнений, усложнением способов их выполнения.
Увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
Сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы














умеют изображать предметы по памяти и с натуры, используя различные
материалы и техники рисования.
различают оттенки цветов и передают их в рисунке.
проявляют самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового
решения.
передают пропорции, характерные особенности изображаемых предметов.
создают выразительные образы.
проявляют творчество.
способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с
художественными и нетрадиционными материалами.
развитие креативновности.
индивидуальный «почерк» детской продукции.
способность к активному усвоению художественного опыта.
развитие общей ручной умелости.
нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа.
6

склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и
инструментами.
 самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных
материалов и инструментов.
 оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта
(результата) детского творчества.


Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным
критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретѐнное
и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми
в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется
положительной динамике.
Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребѐнком о
выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчѐтным материалом работы, они могут
быть выставлены на выставке в конце занятия, отчѐтного периода, по итогам учебного
года.
Методы диагностики:









наблюдение –научный метод исследования, не ограниченный простой
регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для
выполнения действий;
диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для
проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с
целью коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские
рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности
ребенка;
метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения
психологических проявлений личности человека.
Данные мониторинга используются:

разработка путей развития творческих способностей в области рисования
нетрадиционными техниками;
 апробирование инновационных техник в живописи для развития художественнотворческих способностей старшего дошкольного возраста.


Формой подведения итогов реализации Программы являются: КВН по ИЗО, детские
выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах
рисунков, показ открытых занятий для педагогов, создание журнала образцов нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем».
Предложенная Программы является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени
прохождения материала.

7

2. Содержательный раздел
2.1. Организационно-методические пояснения по проведению занятий
Занятия с детьми по Программе проводятся в форме партнерской совместной
работы, в изостудии создается обстановка мастерской. В процессе работы дети свободно
передвигаются по изостудии, берут тот или иной материал, общаются между собой и с
любым вопросом обращаются к педагогу.
Темы к занятиям подбираются в соответствии со временем года и сопутствующими
праздниками и проводятся в игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным
героем, игры в волшебников и т.д.) с использованием различных техник рисования и
разнообразных материалов: гуашь, акварель, пастель, уголь, сангина, тушь, восковые
мелки, витражные краски, а также используется различный природный и бросовый
материал.
2.2. Формы и режим занятий
Для реализации Программы используются несколько форм занятий:
 Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой Программой работы на
текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
 Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в
тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
 Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать
азы рисунка и живописи, используя натуру.
 Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребѐнку возможность тренировать свою зрительную
память.
 Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения ребѐнка.
 Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу
в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Подобные занятия пробуждают фантазию ребѐнка, раскрепощают его; пользуются
популярностью у детей и родителей.
 Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна
помощь педагога.
 Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
 Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением
в изостудии.
 Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
 Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора
и подготовки к отчетным выставкам.

8

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей
развивать певческую деятельность детей в ДОО и дома.
Основные задачи:
информировать о возможностях художественно-эстетического развития детей в
условиях детского сада и семьи;
 создать в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
 привлекать семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в группе, ДОО;
 поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в
семье.


3. Организационный отдел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы:
Для занятий по Программе «Радуга» используется изостудия, которая отвечает
санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение должно быть сухим, светлым, с
естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией,
по площади, достаточной для проведения занятий с группой до 15 человек.
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения,
рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в
процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, настенная
интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения
выставок.
В качестве дидактического материала имеется:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Литература по искусству.
6. Психолого-педагогическая литература
Материалы для творчества:
бумага формата А3; бумага для пастели, бумага для рисования и графики А3;
 краски акварельные, гуашь, витражные краски, палитры, восковые мелки, простые
карандаши, маркеры, пастель (сухая и масляная), сангина, уголь, кисти для
рисования (пони и щетина);
 тушь черная.


9

3.2. Формы педагогической диагностики
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год
(вводный - октябрь, итоговый - май) в форме наблюдения и через практические задания.
Формы контроля: с целью определения результативности реализации Программы
используется педагогическое наблюдение творческие задания Результативность
оценивается по трѐхбалльной шкале: высокий уровень – 3б., средний уровень – 2б.,
низкий уровень – 1б.
3.3. Методическое обеспечение программы
 Акуненок Т. С. Использование в ДОО приемов нетрадиционного рисования.
 Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования/ Давыдова Г. Н.– Москва:
СКРИПТОРИЙ, 2013. – 107 с.
 Казакова Р. Г. Нетрадиционные техники рисования / Казакова Р. Г. – Москва:
2007.-130 с. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей / Никитина А. В. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2011. – 158 с.
 Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Швайко
Г.С. – Москва, 2008. – 96 с.
 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,
2006.
 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для
воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
 Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по
изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. - М.:
ТЦ Сфера, 2006.
 Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «Карапуз-дидактика», 2009.

10

Приложение 1
Перспективный план проведения занятий
Месяц
октябрь

«Осенний натюрморт» (гуашь)
«Осенний пейзаж» (сухая пастель)
«Портрет Осени» (гуашь, сухоцветы)

декабрь

«Путешествие осеннего листочка» (акварель, ватные диски,
сухие листья)
Итого 8 занятий
«Улетают журавли» (акварель, гуашь)
«Закат. Поздняя осень» (гуашь, акварель, маркеры)
«Подсолнухи» (природный материал, гуашь, пластилин)
«Зонтики» (тушь, палочка)
Итого 8 занятий
«Сорока на ветке дерева» (уголь)

январь

«Зимний лес» (гуашь)
«Замок» (граттаж)
«Новогодний подарок» (витраж)
Итого 8 занятий
«Совы на ветке ели» (гуашь, восковые мелки)

ноябрь

«В тундре» (гуашь)

февраль

март

апрель

май

«Замок Снежной королевы» (гуашь, акварель, пайетки, блеск)
Итого 8 занятий
«Зимние узоры» (восковые мелки, акварель)
«Зимние забавы» (уголь, сангина)
«Снегирь» (сухая пастель)
«Улица города» (масляная пастель)
Итого 8 занятий
«Корзина с цветами» (тушь, палочка, маркеры)
«Моя милая мамочка» (гуашь)
«Букет для мамы» (витраж)
«Городецкий конь» (гуашь)
Итого 8 занятий
«Пасхальный натюрморт» (пастель)
«Космическое путешествие» (гуашь, бросовый материал)
«Золотая рыбка» (гуашь, пайетки, блеск)
«Морское дно» (гуашь)
Итого 8 занятий
«Домашние любимцы» (уголь, сангина)
«Мой пушистый друг» (гуашь, щетина)
«Чудо-птица» (гуашь, перья, пайетки)
«Волшебное дерево» (граттаж)
Итого 8 занятий – Итого за год 64 занятия

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».