Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66 «Яблонька» города Калуги (МБДОУ № 66 г.Калуги) ПРИНЯТА педагогическим советом МБДОУ № 66 г.Калуги (протокол от 30.08.2024 № 1) УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ № 66 г.Калуги от 30.08.2024 № 151/01-02 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный пластилин» для детей 3-5 лет Составитель программы: Воспитатель: Алонцева Ирина Владимировна Срок реализации программы: 2 года город Калуга, 2024 №п/п Содержание 1. Раздел. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Актуальность Программы 1.1.2. Новизна и отличительная особенность 1.1.3. Адресат Программы, Возрастные особенности детей от 3 до 5 лет 1.1.4. Сроки освоения Программы 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.2. Цели и задачи Программы 1.2.1. Принципы и подходы, осуществляемые в реализации Программы 1.3. Содержание работы по Программе с детьми 1.4. Планируемые результаты освоения Программы 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации Программы 2.2. Формы педагогической диагностики 2.3. Работа с родителями 3 Список литературы 4 Приложение Приложение 1 Календарный учебный график Приложение 2 Календарно-тематический план первого года обучения 3-4 года Приложение 3 Календарно-тематический план второго года обучения 4-5 лет стр. 3 3 3 5 5 5 6 7 7 10 10 11 12 12 2 I. Раздел. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» (далее по тексту Программа) художественной направленности предназначена для работы с детьми 3-5 лет. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, была разработана программа дополнительного образования художественной направленности ―Волшебный пластилин‖- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. 1.1.1. Актуальность Программы Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется выполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. 1.1.2. Новизна и отличительная особенность Программы Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. 3 Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). формирование развитие мелкой элементарных моторики рук математических представлений художественная литература пластилинография сенсорика экологическое воспитание развитие речи ознакомление с окружающим миром изобразительная деятельность Такое построение занятий по программе «Волшебный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. 4 Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Так – же программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. 1.1.3. Адресат Программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет. Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Наполняемость группы до 20 человек, в группе занимаются дети одного возраста: группа возраст 3-4 лет – первый год обучения; группа возраст 4-5 лет – второй год обучения. Возрастные особенности группы детей в возрасте от 3 до 5 лет: В возрасте 3-4 лет у ребенка активно проявляются: - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Возраст от 4-5 лет - это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Продолжает развиваться интерес к лепке; совершенствуется умение лепить из пластилина. 1.1.4. Срок реализации программы для детей 3-5 лет» - 2 года. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (что составляет 4 занятия в месяц, 32 занятия в год), во вторую половину дня в изостудии. Продолжительность занятий не превышает требований, действующих СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет: 15 минут во 2 младшей группе. 20 минут в средней группе. Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети одного возраста с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет. 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса При разработке Программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. 5 Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. При обучении по программе используются традиционные методы: наглядный, практический словесный. Игровые приемы, используемые на занятиях обыгрывание картин обыгрывание незаконченного изображения игровые приемы обыгрывание игрушек обыгрывание предметов обыгрывание законченного изображения игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Программа составлена с учѐтом реализации межпредметных связей: - используется художественная литература, где используются произведения познавательной и художественной направленности. - осуществляется работа над развитием речи, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. - обогащение познавательными занятиями, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. 1.2. Цель и задачи Программы Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Развитие интеллектуальных способностей и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев кистей рук. Именно мелкая моторика рук играет важную роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Значит развитие навыков мелкой моторики даѐт ребѐнку возможность легко обучаться новому. Задачи: Развитие мелкой моторики руки, активизация творческих способностей детей, поиск новых способов художественного выражения. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Учить работать на заданном пространстве. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. 6 Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Развивать интерес к процессу и результатам работы. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. 1.2.1 Принципы и подходы, осуществляемые в реализации Программы При составлении программы были учтены следующие принципы: Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов. 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по Программе с детьми 3-5 лет На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, согласно возрасту по программе, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях. месяц октябрь Возраст 3-4 года 1.Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. 2.Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. ноябрь 1.Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. 2.Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. 3.Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4.Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. декабрь 1.Учить приему – размазывания сверху вниз. 2.Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. 3.Учить размазывать на ограниченном пространстве. 4. Учить в совместной работе Возраст 4-5 лет 1.Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя 2.Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки 1.Учить способу - размазывания зигзагом 2.Учить чередовать прямые и волнистые линии 3.Учить детей размазывать ―пятнышко‖ на вертикальной поверхности. 4.Учить детей размазывать ―пятнышко‖ на горизонтальной поверхности. 1.Учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. 2.Учить приему – размазывания из шарика. 3. Учить использовать один приемаразмазывания для изображения двух явлений. 4.Учить прикреплять п. ш. трех цветов. 7 использовать прием - размазывания. январь февраль Март апрель 1.Учить приему – размазывания снизу вверх. 2.Учить приемом размазывания, рисовать линии. 3.Учить детей размещать ―снежок‖ с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ѐлке близко друг к другу). 4. Учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве. 1.Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения ―усов‖ у кота. 2.Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 1.Учить приему - вдавливания. 2.Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания. 3.Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки. 4.Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определѐнного цвета. 1.Учить располагать пластилиновые шарики по схеме. 2.Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт. 3.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении. 4.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении 1.Учить приему – размазывания из столбика. 2.Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. 3.Учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания. 4. Учить детей прикреплять бусинки на ―веревочку‖ конкретного цвета. 1.Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков). 2.Учить детей размазывать овальную форму. 1.Учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. 2.Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей 3.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии. 4.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом.( красный вагончик -красные колеса). 1.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии. 2.Учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет. 3.Учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием. 4. Учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме. . 8 май 1.Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок. 2.Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная) 3.Учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки. 1.Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) 2.Учить покрывать пластилином сложную по форме изображения 3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определѐнном порядке (друг за другом) 1.Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путѐм равномерного придавливания по поверхности основы. 2.Учить детей выкладывать ―колбаски‖ из пластилина дугообразно из одной точки. 3.Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа. 1.Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина. 2.Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы. 3.Учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится поэтапно. № ЭТАП Задача перед ребѐнком. 1. Подготовительный - Освоить прием надавливания. - Освоить прием вдавливания. - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. - Освоить правильную постановку пальца. -Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. -Научиться работать на ограниченном пространстве 2. Основной 3. Итоговый - Научиться не выходить за контур рисунка - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. - Научиться доводить дело до конца - Научиться аккуратно, выполнять свои работы - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий - Научиться действовать по образцу воспитателя - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности 9 Планируемые результаты освоения детьми программного содержания: научаться активно использовать лепные навыки в самостоятельной продуктивной деятельности; расширится кругозор; будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату; укрепится мелкая моторика рук младших дошкольников; увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков; дети смогут самостоятельно применять приѐмы лепки при изготовлении поделок из пластилина; научаться правильно держать карандаш, стеку - печатку тремя пальцами; владеет основными приемами по пластилинографии: (надавливание, размазывание, вдавливание); видит и работает в заданном пространстве; овладеют приемами скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание; размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его; пользоваться специальной стекой-печаткой; доводить дело до конца; аккуратно, выполнять свои работы; выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми; действовать по образцу воспитателя; действовать по словесному указанию воспитателя; использовать несколько цветов пластилина. 1.4. 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение программы: Для занятий по программе «Волшебный пластилин» используется изостудия, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение сухое, светлое, проветривается, по площади, достаточной для проведения занятий с группой до 20 человек. Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование Материалы и оборудование: Организация развивающей предметно – пространственной среды Оборудование группового помещения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей. Материалы для непосредственной работы с воспитанниками: Групповая комната Столы, стулья, доска, Мольберт, магнитофон 10 Пластилин Стека Салфетки Доски для работ Образцы работ (шаблоны) Природный материал Картон 2.2. Формы педагогической диагностики Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный октябрь, итоговый - май) в форме наблюдения и через практические задания по следующим сферам: Изобразительные умения детей; Навыки самообслуживания. Программа предполагает необходимый учѐт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года. Процедура оценки предполагает трѐхуровневый подход Высокий уровень: Ребѐнок уверенно владеет приѐмами работы лепки пластилином; Умеет самостоятельно достигать цель; Проявляет начало творческих способностей. Средний уровень: Ребѐнок не уверенно владеет приѐмами работы лепки из пластилина; Недостаточная самостоятельность; Замысел реализуется частично. Низкий уровень: Ребѐнок не овладевает приѐмами работы лепки из пластилина; Отсутствует самостоятельность, интерес; Замысел не реализован, работа не доведена до конца. Методы исследования: Наблюдение за выполнением работ. Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии. Анализ готовых работ. Диагностика. Формы подведения итогов реализации Программы: выставки творческих работ для родителей; открытые занятия; результаты диагностики; участие в конкурсах различного уровня. 11 2.3.Работа с родителями В рамках реализации программы определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей. Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего и среднего возраста, мастер – класс, беседы, информирование о работе по программе в родительском чате группы анкетирование изготовление фотоальбома родительские собрания оказания помощи в укрепление технической базы группы беседы формы работы с семьѐй папки передвижки консультации ознакомление с педагогической литературой организация выставок работ 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Практикум, мастер-класс Список литературы Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» 2008 год. М. Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» 2012 год. Лепнин В.. Лепим из пластилина. Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012год. Гусакова М.А.. Подарки и игрушки своими руками. М.: ТЦ «Сфера», 2001год. Лыкова И.А.. Слепи свой остров. М.: ИД «Карапуз», 2005год. Лыкова И.А.. Морская лепка. М.: ИД «Карапуз», 2005год. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Творческий центр. Москва.2010 год. 12 Приложение 1 Календарный учебный график Начало учебного года 1 октября Окончание учебного года 31 мая Летние каникулы 1 июня по 31 августа Продолжительность учебного года всего, в том числе 1-ое полугодие 12 2-ое полугодие 20 Продолжительность занятий 15-20 мин Регламентирование занятий вторая (первая, вторая половина дня) половина дня Каникулы и праздничные дни В соответствии с календарными периодами и датами Приложение 2 Календарно-тематический план первого года обучения 3-4 года Октябрь 1,2 неделя Яблоки на ветке Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие 3,4 неделя Овощи с грядки Ноябрь Листопад Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приѐма размазывания( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Продолжать учить приѐму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Побуждать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приѐму сворачивания длиной колбаски по спирали 1,2 неделя 3,4 неделя Клубочки для котѐнка 13 Декабрь Ёлочные шары на ветке 1,2 неделя 3 неделя Новогодняя ѐлочка Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять умения работать по контуру, развивать детское творчество. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Январь Снежинка Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать). Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины. Снеговик Учить детей выражать в художественнотворческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. Совушка, сова большая голова Расширить представления детей о лесной птице – сове. 2 неделя Январь 3,4 неделя Февраль 1,2 неделя Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. 3,4 неделя Самолет летит Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. 14 Март Букет для мамы 1 неделя 2 неделя Мамочке любимой бусы подарю! Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определѐнном порядке, чередуя их по цвету. 3,4 неделя Вот и весна пришла! Апрель Весѐлый клоун 1,2 неделя 3,4 неделя Листочек Май Радуга дуга 1,2 неделя 3,4 неделя Бабочка Закреплять знание о цвете, развивать чувства ритма. Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять познавательный интерес к весенней природе. Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного. Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище). Продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук. 15 2 занятия Диагностика 30 занятий Всего занятий Приложение 3 Календарно-тематический план второго года обучения 4-5 лет месяц № занятия тема октябрь 1 Осенняя берѐзка 2 Дождик капает из тучки 3 Солнышко 4 Зелѐные огурчики ноябрь 1 Овощи на тарелке 2 Фрукты в вазе 3 Бусы для мамочки 4 Клубочки для котенка декабрь 1 Дерево в снегу 2 Снежинка 3 Снеговик 4 ………….. январь 1 ………….. 2 Домик для Зайки 3 Звездное небо 4 Пирамидка февраль 1 Аквариум: водоросли 2 Аквариум: улитка 3 Аквариум: камешки 4 Аквариум: рыбка март 1 Цветы для мамы (на CD) 2 Украсим кукле платье 3 Заборчик для козлят 4 Птичка - невиличка апрель 1 Сорока – белобока (коллективная работа) 2 Набухают почки – распускаются листочки 3 Гусеница 4 Божья коровка, улети на небо май 1 Салют 2 Радуга - дуга 3 Бабочка 4 Травушка - муравушка 2 занятия 30 занятий Диагностика Всего занятий 16