Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66 «Яблонька» города Калуги (МБДОУ № 66 г.Калуги) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ № 66 г.Калуги от 30.08.2024 № 151/01-02 педагогическим советом МБДОУ № 66 г.Калуги (протокол от 30.08.2024 № 1) Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Добрый мир» для детей 5-7 лет Составитель программы Воспитатель: Жигалина Ирина Витальевна Срок реализации программы 2 года город Калуга, 2024 №п/п Содержание 1. Раздел. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Актуальность Программы 1.1.2. Новизна и отличительная особенность 1.1.3. Адресат программы. Возрастные особенности детей 5 - 7 лет 1.1.4. Сроки освоения программы 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.2. Цели и задачи Программы 1.2.1. Принципы и подходы реализации Программы 1.3. Содержание работы по Программе 1.4. Планируемые результаты освоения Программы 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации Программы 2.2. Формы педагогической диагностики 3 Список литературы 4 Приложение Приложение 1 Календарный учебный график Приложение 2 Календарно-тематический план первого года обучения 5-6 лет Приложение 3 Календарно-тематический план второго года обучения 6-7 лет Приложение 4 Формы работы с родителями стр. 3 3 3 4 4 5 5 6 6 7 8 8 11 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, поэтому очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность. Рисование, лепка, аппликация развивают у детей мелкую моторику, художественное восприятие, творческие способности, помогают формировать мышление. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Лепка – один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Дополнительная образовательная программа «Добрый мир» (далее Программа) художественной направленности для детей 5-7 лет, даст возможность подготовить детей к школе, развить у детей мелкую моторику, художественное восприятие, творческие способности, поможет формировать мышление, приобщить к новому виду искусства работа с глиной. 1.1.1. Актуальность Программы Глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. В современном мире ребѐнок вынужден все больше сталкиваться с синтетическими материалами, с химическим загрязнением окружающей среды. Глина – экологически чистый материал, материал, пришедший к нам из глубины веков, материал, который позволяет приобщиться к благотворным энергиям природы Земли. В социальном плане работа с глиной (доступным, недорогим материалом) уравнивает шансы в творчестве и позволяет проявить свои умения и навыки. Народные промыслы России приходят в упадок, некоторые совсем исчезают, а ведь это - часть нашей истории, нашей культуры. Поэтому программа направлена на формирование чувства сопричастности маленького гражданина к истории своей страны. Программа позволяет ребѐнку попробовать технологии изготовления глиняных игрушек, отработанные веками мастерами народных промыслов, что даѐт возможность почувствовать простоту и лаконичность их форм. Программа разработана на основе программ, отражѐнных в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». 1.1.2. Новизна Программы В программе заложена методика лепки из простых элементов, основанная на технологиях изготовления народных глиняных игрушек разных промыслов России. Все состоит из простого: у художников – 7 красок; у музыкантов – 7 нот; в работе с глиной - 7 простых элементов (шарик, яйцо, капелька, стожок, морковка, колбаска, лепешка). Дети учатся рисовать, лепить эти элементы, собирать из них, как из конструктора, глиняные игрушки; знакомятся со способами декорирования, основываясь на лучших образцах изделий (Дымково, Абашево, Торжок). Методика конструирования из 7-и простых элементов позволяет детям с лѐгкостью распознавать в объектах знакомые элементы и рисовать конструктивные эскизы той игрушки, которую хотят вылепить. Таким образом, ребѐнок не занимается копированием образцов народной игрушки, а получает опыт создания игрушки, соответствующей его интересам и представлениям. Новизна данной программы определяется учѐтом особенностей детей доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы. 1.1.3.Адресат Программы. Возрастные особенности детей 5-7 лет Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Наполняемость группы до 20 человек, в группе занимаются дети одного возраста: 1 группа возраст 5-6 лет – первый год обучения; 2 группа возраст 6-7 лет – второй год обучения. Возрастные особенности художественного развития детей от 5 до 7 лет характеризуются тем, что образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между творческими работами мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, нос, рот, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. На занятиях по лепке закрепляется умение передавать формы, пропорции, позы, характерные особенности движения изображаемых предметов. Дети в этом возрасте способны лепить соотнесенные по величине скульптурные композиции из двух-трех фигур, объединенных общим сюжетом, и изготавливать народные игрушки. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети пробуют изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. У детей продолжает развиваться образное мышление, внимание и воображение. 1.1.4. Срок освоения Программы Срок реализации программы для детей 5-7 лет» - 2 года. 4 Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (что составляет 4 занятия в месяц, 32 занятия в год), во вторую половину дня в изостудии. Продолжительность занятий не превышает требований, действующих СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет: а) 25 минут в старшей группе; б) 30 минут в подготовительной группе. 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети одного возраста с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. При обучении по программе используются традиционные методы: наглядный, практический словесный. В процессе обучения по программе используются различные формы организации: 1. фронтальная (все одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога); 2. групповая (для выполнения работы дети объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом); 3. коллективная (дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь); 4. индивидуальная (самостоятельная работа детей при выполнении индивидуального задания). Особое внимание уделяется дифференцированному подходу. Формы занятий: беседа, практические занятия, игра, викторина, конкурс, мастеркласс, творческая мастерская. Творческий процесс делится на 4 этапа: рисование эскиза, лепка, выставка, получение обожженной в печи работы. Этапы имеют разные по времени промежутки. Задание по теме программы может быть усложнено в зависимости от интересов и возможностей воспитанников. 1.2. Цель и задачи Программы Цель: развитие творческой самореализации ребенка, осваивая различные способы и приемы лепки из глины. Задачи: Обучающие 1. Научить: - различным способам и примам лепки и декорирования игрушек из глины; - технологиям работы с глиной; - конструированию объектов из простых элементов; - создавать изделия по мотивам народной глиняной игрушки и традиционной керамики (импровизация). 2. Формировать умение пространственно мыслить. Развивающие 1. Развивать творческие способности детей. 2. Способствовать коррекции психофизического и умственного развития детей посредством самомассажа (развитие мелкой моторики и укрепления мышц кисти руки). 3. Развивать у детей привычку руководствоваться самостоятельными воззрениями и собственным опытом. 5 4. Содействовать расширению зоны активного познания в данной области. 5. Развивать коммуникативные способности. Воспитательные 1. Воспитывать позитивное отношение к традициям и истории российской культуры. 2. Воспитывать умение жить в коллективе. 1.2.1.Принципы реализации Программы При составлении программы были учтены следующие принципы: 1. принцип гармонического воспитания личности; 2. принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному; 3. принцип успешности; 4. принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка; 5. принцип творческого развития; 6. принцип доступности; 7. принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребѐнка; 8. принцип индивидуального подхода; 9. принцип практической направленности; 10. принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов. 1.3. Содержание Программы Содержание программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программа создана для детей дошкольного возраста с целью художественно-творческого планирования. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из глины. В программе в процессе работы с глиной обращается внимание на соблюдение правил безопасности, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Содержание программы включает следующие разделы: 1. формочки для лепки; 2. пластилинография; 3. лепка из полимерной глины; 4. пластические фактуры; 5. полуобъемные изображения; 6. объемные изображения. Первый год обучения: это знакомство с особенностями глины, подготовкой ее к работе, изучение простых форм на примере народных игрушек. Дети учатся рисовать конструктивные эскизы изделий из простых элементов, использовать в своей работе различные способы и приѐмы лепки и простейшего декорирования. Последовательность заданий «от простого к сложному» и повтор элементов позволяют неподготовленным новичкам подключиться в любой период обучения. В зависимости от умений и навыков ребенка задача по каждой теме может быть усложнена. Существует большой ряд вариаций сложности игрушек. Простота геометрических форм позволяет всем детям справляться с заданиями. 6 Второй год обучения: освоение детьми основ традиционной керамики. Воспитанники сами рисуют эскизы и учатся работать по ним, осваивают разные способы лепки сосудов (из колбасок - решетчатая графика, из пластин, спиральная лепка), лепят функциональные вещи с элементами игрушки: различные шкатулки, подставки, подсвечники, рамочки для фотографий. В декорировании изделий используют тиснение, гравировку, налепы, прорубание. Работая в группах над созданием единого образа, дети осуществляют совместные композиции. На втором году обучения продолжается формирование детского коллектива. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Дети овладеют основными способами и приемами лепки из глины, научатся творчески применять их в своих работах. передают пропорции и динамику фигур; умеют лепить с натуры и по представлению знакомые предметы; умеют лепить фигуры человека и животных в движении различными способами; умеют лепить птиц, животных, человека по типу народной Хлудневской игрушки; свободно используют полученные ранее приемы и способы лепки; лепят из одного куска предметы более сложной формы (птицы, конь, кукла) по типу народной Хлудневской игрушки; передают пропорции, характерные особенности изображаемых предметов в лепке; обрабатывают поверхность формы движениями пальцев и стекой; создают выразительные образы; умеют расписывать вылепленные фигурки; проявляют творчество. По окончании обучения дети должны: Знать: Виды декоративно-прикладного творчества. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при лепке. Безопасные приемы работы. Начальные сведения о цветовом сочетании. Основные рабочие приемы. Уметь: Подбирать инструменты и материалы для работы. Изготавливать изделие. В процессе работы ориентироваться на качество изделий. Работать в парах и коллективно; Копировать орнамент. Использовать практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с глиной (пластилином). Умения детей первого года обучения Старшая группа: лепка с натуры; лепка по представлению; лепка из целого куска; сглаживание поверхности формы; устойчивость изделия; Умения детей второго года обучения Подготовительная группа: лепка с натуры; лепка по представлению; динамика движения; выразительность образа; лепка скульптуры из 2-3 предметов; 7 выразительность образа; динамика движения; лепка из нескольких частей; пропорции; роспись; налепы; углубленный рельеф; использование стеки. поза; пропорции; разные способы лепки; сплющивание; защипывание, соединение краев; оттягивание; сглаживание; вдавливание; прижимание; примазывание; раскатывание; мелкие налепы; устойчивость; рельеф; роспись; использование стеки. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации Программы Для занятий по программе «Добрый мир» используется изостудия, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение сухое, светлое, имеется возможность для проветривания, по площади, достаточной для проведения занятий с группой до 20 человек. Материально-техническое обеспечение программы: столы, клеенки; стулья; магнитная доска; шкафы для хранения инвентаря, плакатов, иллюстраций, красок; магнитофон; муфельная печь для обжига глиняных изделий; интерактивная доска; картон, влажные салфетки; учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия. Материалы для творчества: глина, стеки; акриловые краски для росписи изделий. 2.2.Формы педагогической диагностики Способы проверки освоения программы – мониторинг содержания программы с помощью практических заданий. освоения детьми 1. Знает глину, как природный материал, еѐ свойства, умеет лепить из неѐ. 2. Имеет представление о применении глины в жизни человека (что из неѐ изготавливают, чем она служит). 3. Различает виды игрушек народных промыслов, называет их (каргопольская, дымковская, филимоновская, богородская, тверская). 4. Различает и называет виды росписей изделий из глины. 5. Умеет лепить пластическим и конструктивным способом. 8 6. Использует в лепке умения и навыки, полученные раннее. 7. Умеет создавать из глины образ предмета, выделяя его характерные особенности. 8. Сочетает глину с другими природными материалами: с деревом, бумагой и прочее. 9. Знает, для чего необходима просушка и обжиг изделий из глины. 10. Умеет лепить, используя стеку, создавать узор, добавлять воду для сглаживания поверхности. 11. Умеет лепить совместно с другими детьми, распределяя обязанности. 12. Знает, чем отличается декоративная лепка от других еѐ видов. 13. Умеет определять основу изделия: конус, шар, цилиндр, пластина. Фамилия Номера вопросов Имя ребѐнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 Показатель сформированный достижений оценивается по 3-х бальной системе балл низкий навык – не сформирован; балла средний – на стадии формирования; балла высокий – сформирован. Оценка контрольных заданий по лепке в баллах. Требования к выполнению упражнений Баллы 3 Уровни высокий Пропорции Проработка деталей Подбор цвета Построение композиции Соблюдает пропорции при лепки туловища. Ребенок совершает плавный переход от туловища к шеи и голове. С небольшой подсказкой взрослого изображает специфические особенности строения путем составления фигур из отдельных Ребенок успешно изображает детали в предметах с небольшой подсказкой взрослого. Во время лепки ребенок ведет себя уверенно, однако иногда уточняет детали и пропорции. Из выразительных средств ребенок использует стеку для углубления, или накладывает Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. С небольшой подсказкой взрослого цвет в лепке использует как средство выражения содержания. Ребенок выполняет задание построенные на контрастных и Задумывает и изображает лепные композиции с помощью наводящих вопросов воспитателя. Ребенок много знает о предметах и с небольшой помощи воспитателя пользуется разными приемами изображения 9 частей. Фигуры, на поверхность вылепленные мелкие кусочки ребенком пластилина. устойчивы. Ребенок передает наиболее характерные детали предмета. (углубление глазных впадин, круглая голова с оттянутой мордочкой, орнамент на фартучке……….) тональных сочетаниях цветов. Использует выразительность цветовой гаммы, после беседы, помощи воспитателя. 2 средний Изображая животных, ребенок постоянно уточняет детали и пропорции, при лепки деталей допускает не точности, голова по отношению к туловищу не пропорциональны (голова выглядит больше туловища…..) 1 низкий Ребенок испытывает затруднения Ребенок выполняет задание совместно с воспитателем. Ребенок затрудняется самостоятельно использовать элементы оформления. Ребенок передает изображение предмета в обобщенной форме, пытается изобразить характерные детали предмета, но они не четкие. При изображении допускает неточности в передачи пропорций. Умеет использовать выразительность цветовой гаммы. (добро-теплые тона, злохолодные тона…) предметов. Ребенок проявляет творчество при построении сюжета. Ребенок не стремиться изобразить развернутый сюжет, а ограничивается изображением одного, двух предметов в статическом состоянии, и тут же начинает с ним играть. Самостоятельно не может выстроить сюжет композиции, не четко изображает формы. Ребенок передает Ребенок не имеет Ребенок не изображение разностороннего связывает в предмета в опыта фигуры между 10 изображении предметов, ребенок постоянно уточняет детали и пропорции, при лепки деталей допускает ошибки, голова по отношению к туловищу не пропорциональны (голова выглядит больше туловища, тонкие не устойчивые ноги…..) 1. 2. 3. 4. обобщенной форме, не выделяя характерные детали предмета. Ребенок не проявляет творчество при изображении положения фигуры. восприятия цвета, цветовых впечатлений. Использует цвет в том случае, если будет детальное обследование и беседа о предмете, явлении. В основном использует цвет не подходящий данному предмету, а более яркий, который нравится. собой изображенным действием. Не задумывает и самостоятельно не изображает лепные композиции, а лишь по совету воспитателя. 3. Список литературы Т.С.Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.:Мозаика-Синтез, 2005. Т.А.Копцева Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 2-7 лет». – М.: Мозаика - Синтез, 2009 г. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «Карапуз-дидактика», 2009. 11 Приложение 1 Календарный учебный график Для 2-лет обучения 1,2 года Начало учебного года 1 октября Окончание учебного года 31 мая Летние каникулы 1 июня по 31 августа Продолжительность числе учебного года всего, в том 1-ое полугодие 12 занятий 2-ое полугодие 20 занятий Всего 32 занятия в год Продолжительность занятий 5-6 лет 25 минут 6-7 лет 30 минут Диагностический период Октябрь 1 занятие Май 1 занятие Регламентирование занятий (вторая половина дня) Вторая половина дня Каникулы и праздничные дни В соответствии с календарными периодами и датами Приложение 2 Календарно-тематический план проведения занятий первого года обучения 5-6 лет Месяц № Октябрь 1. Тема Задачи Русское народно – Расширить прикладное представление детей творчество о народных промыслах, об «Глиняная изготовлении игрушек Содержание Рассматривание глиняных игруше «Гжель», «Дымка», «Филимоновская», 12 игрушка». 2. Лепка – игра «Лесные жители». в разных страны. регионах «Каргопольская». Беседа о видах и мотивах росписи, что создаѐт выразительность и красочность игрушки. Д/и «Откуда эта игрушка». Учит детей воплощать в лепке свою фантазию, создавать поделки из глины, лепить самостоятельно и совместно. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Лесные жители». Дети рассказывают, кто живѐт в лесу. Педагог предлагает слепить сказочных персонажей: белку, зайца, лису, медведя и т.д. по выбору детей. Отгадывание загадок про зверей. По необходимости педагог помогает тем, кто нуждается в помощи. 3. Раскрашивание фигурок. Закрепить умение равномерно наносить краски на готовое изделие, использовать различные цвета. Воспитатель предлагает детям придать фигуркам зверей выразительность. Рассказывает о значении окраса шубки у зверей в их жизни. Использование смешанных цветов и оттенков красок. 4. Лепка «Чайник с Учить детей крышкой, распределять украшенный необходимое орнаментом». количество глины для работы, закрепит навыки лепки сосудов округлой формы. Воспитатель показывает чайник, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на 13 основные. Ноябрь 5. Роспись чайника Учить накладывать под «Гжель». рисунок на готовое изделие, развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям. Педагог показывает варианты росписей, рисунки с образцами. Обращает внимание на наличие растительного орнамента, на красоту изгибов рисунка. Пение песни «Котя – коток» 6. Знакомство «Богородской» игрушкой. Педагог рассказывает о создании «Богородской» игрушки, показывает слайды, иллюстрации. Говорит о выразительности образа игрушки, о том, как мастера этого добиваются. Рассматривание фигурки медведя, еѐ особенности, смысловое содержание. 7. Лепка по мотивам «Богородской» игрушки «Медведь». Закрепить приѐмы лепки с натуры, учить детей вылепливать детали, характеризующие образ животного. Педагог предлагает слепить зверя в какомнибудь забавном положении. Использовать стеки для придания штрихов, выразительности образа. 8. Лепка – игра «На птичьем дворе». Сочетание глины и пера. Закрепить умение воплощать свою фантазию в лепке, учит сочетать глину и перо, передавать характерные признаки образа птицы. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Птичка». Педагог предлагает игру, где героями станут различные птицы. Ведѐтся небольшая беседа «Каких мы знаем птиц». Дети лепят птиц по своему усмотрению и с Расширить представления детей о народных промыслах, о видах игрушек, из разного материала помимо глины. 14 воображению. Декабрь 9. Лепка «Подставка для кисточек и стеков». Сочетание глины и другого природного материала (фасоль, ракушки). Учить детей самостоятельно придумывать форму подставки, узор для украшения, развивать чувство композиции. Педагог напоминает, что подставка должна быть устойчивой. Вспоминает приѐмы лепки вместе с детьми. Предлагает украсить подставку природным материалом по своему желанию. Отгадывание загадок про фасоль, горох, огород. Педагог оказывает помощь, тем, кто нуждается. Роспись подставки Продолжать учить для кисточек. раскрашивать готовое изделие, самостоятельно выбирать рисунок, смешивать краски. Чтение «Федул, надул?» 11. Лепка «Слоник Продолжать учить поднимает дерево». лепить фигуры животных на основе Сочетание глины и шара, учить дерева. передавать форму, динамику движения. Чтение стихотворения В.Б.Зайцева «Слонѐнок». Предлагает слепить слонѐнка в движении, как он поднимает дерево. Показывает детям как передать в лепке динамику движения, постановку ног, наклон головы. 12. Лепка - игра Воспитатель предоставляет детям возможность самостоятельно лепить по своему замыслу и фантазии. Оказывает помощь детям, которые 10. Январь Учить детей воплощать свою «Фантазия». фантазию в поделке Сочетание двух из глины, лепить видов глины самостоятельно по (красной и замыслу. Развивать голубой). речевое общение прибаутки что губы Растолкование смысла прибаутки. Продуктивная деятельность детей. 15 детей. Февраль Продолжать учить детей лепить фигурки Сочетание глины и человека на основе бумаги. конуса, использовать стеки, наносить рельефный рисунок. в этом нуждаются. Загадывает загадки о животных. Делает акцент на то, что свойства глины не зависят от еѐ цвета. 13. Лепка «Клоун». Рассмотрение игрушки клоуна, его одежды, положение. Педагог предлагает детям выделить характерные особенности внешнего вида клоуна. Напоминает приѐмы налепа мелких деталей к основной части. 14. «Стройка»- лепка – Учить детей лепить Воспитатель игра. из глины совместно, предлагает детям распределяя поиграть в игру. Дети обязанности и роли. делятся на группы, которые выполняют разные задачи: одни – лепят кирпичи, другие брѐвна; один ребѐнок перевозит строительные грузы, третья часть детей – строит из этого материала дома. Изделия не раскрашиваются. 15. Раскрашивание клоуна, изготовление колпака из бумаги. Закрепить умение ровно наносить краски, использовать нужное количество воды. Разбавлять и смешивать цвета. 16. Рельефная Учить детей лепить Воспитатель выполняет Педагог предлагает детям самостоятельно раскрасить клоуна, обращая внимание на яркие краски в его одежде. Изготовление колпака из цветной бумаги. Воспитатель по необходимости помогает детям. 16 композиция рельефное изображение, использовать стеку, вырезать стекой нужную форму. работу вместе с детьми, поэтапно всѐ показывает и объясняет. Речевая игра «Продолжи слово». Цель: развивать речь детей, учить договаривать слова по смысловому значению. 17. Лепка «Игрушка – Продолжать учить свистулька». детей лепить пластическим способом из целого куска, соблюдать все пропорции предмета. Педагог показывает детям Филимоновскую игрушку – свистульку. Рассказывает, чем служили в старину такие игрушки. Воспитатель лепит вместе с детьми, поэтапно показывая все приемы лепки. Помогает детям делать стекой отверстия в игрушке. 18. Раскрашивание игрушки – свистульки по мотивам «Филимоновской» игрушки. Продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных промыслов. Чтение стихотворения В.Василенко Закрепить умение лепить из глины «Бусы» подарок шарики разной для мамы. конфигурации и Сочетание глины и разного размера, декоративной правильно делать Чтение стихотворения «Мамочке». Воспитатель напоминает детям, что скоро праздник 8 марта и предлагает для мам «Фрукты в вазе». Март 19. Лепка «Филимоновская деревушка». В.С.Горичева стр.154. «Популярное пособие для педагогов и родителей». Педагог обращает внимание на цветовую гамму, сочетание розового, зелѐного, белого цветов. Полосы идут поперѐк туловища. 17 Апрель ленты. отверстие, чтобы сделать украшение – бусина не сломалась. бусы. Напоминает, как использовать соломинку для протыкания отверстия. Бусы дети раскрашивают по своему усмотрению. 20. Лепка – игра по сказке «Колобок». Разыгрывание сказки по ролям. Учить детей передавать в лепке основную форму предмета, создавать выразительный образ. Развивать желание участвовать в театрализованной деятельности. Педагог вместе с детьми пересказывает сказку «Колобок», выделяя основных персонажей сказки. Предлагает распределиться кто кого лепит, чтобы потом разыграть сказку. Во время разыгрывания сюжета сказки педагог помогает по необходимости детям. 21. «Панно групповой комнаты»коллективная работа. для Учить совместно, выполнять работу (лепку), распределяя обязанности. Использовать приѐмы сглаживания поверхности, вылепливания форм цветов для декорирования. Педагог показывает изображение готового панно, объясняет приѐмы лепки: налепливания фигур на основную пластину, сглаживание мокрой тряпкой шероховатой поверхности, выдавливание. 22. «Панно для групповой комнаты», занятие №2.Раскрашивание и декорирование. 23. Лепка «Царь – Учить детей Педагог показывает рыба» по мотивам использовать в лепке картинки с «Тверской» украшение в виде изображением данной Закреплять умение раскрашивать растительный орнамент, нанося гуашь методом тычка. Педагог показывает и объясняет, как можно сделать панно декоративным, красочным. По необходимости помогает детям. 18 игрушки. Май маленьких передавать предмета. чешуек, игрушки, рассказывает образ о тонкостях в оформлении рыбы, которые используют мастера. В продуктивной деятельности помогает детям. 24. Раскрашивание изделия «Царь рыба». Закреплять умение – раскрашивать изделия, используя необходимые оттенки красок, делая изделие нарядным и красочным. Педагог делает акцент на то, какие краски используют Тверские мастера. Объясняет какие именно оттенки красок придают рыбе особую нарядность и праздничность. 25. Знакомьтесь керамика. «Античная керамика». – Расширить представление детей о роли глины в жизни человека с давних времѐн. Познакомить с видами керамики. Просмотр видеофильма «Античная керамика», «Магия первобытных орнаментов». Беседа после просмотра. 26. Лепка – игра Развивать у детей «Глиняный дождь». интерес к глине, как к природному материалу через игру. Поднять эмоциональный настрой детей при занятиях лепкой. Педагог предлагает детям слепить неожиданную вещь «Глиняный дождь». Дети фантазируют и говорят как это может быть в их представлении. Туча, из которой льются струи глиняного дождя. Используется красная глина. В данной игре не важен результат, важен процесс. Чтение стихотворения «Тучка по небу гуляла». 27. Лепка «Индюк». Чтение стихотворения В.Фофанова «Чем знаменито Дымково». В.С.Горичева «Пособие «Дымковская» игрушка. Учить лепить фигуры пластическим способом из целого куска, передавать 19 форму предмета. для педагогов и родителей». Педагог предлагает продолжить лепить из глины фигуры птиц – индюка. Обращает внимание на формы, хвост похож на диванную подушку. Игрушка очень выразительна. Педагог помогает детям в соединении основной части и хвоста. 28. Роспись индюка в Развивать умение стиле наносить на предмет «Дымковской» узоры по мотивам игрушки. русских народных мастеров. 29. Лепка «Колокольчик». Продолжать учить Педагог лепит вместе с детей лепить на детьми, поэтапно основе полого конуса. показывая все приѐмы лепки. Стенки конуса должны быть одинаковой толщины. Воспитатель помогает вырезать отверстие для грузика. Грузик выполняется в форме маленького овала, сразу закрепляется на холщовую нить. После просушки колокольчик собирают по частям, пробуют как звенит. Колокольчик даѐтся в подарок детям. «Глиняные Показать взрослым и Воспитатель 30-31. Педагог обращает внимание детей на праздность и нарядность данной игрушки. Узор состоит из комбинации полос, клеток, кругов, пятен. Краски берутся яркие, сочные. 20 чудеса». детям результаты творческого подхода к работе с глиной Итоговая выставка воспитанников, посещали изделий из глины которые кружок, воспитывать для родителей и бережное отношение педагогов. к своему труду и труду своих товарищей. подготавливает площадку для выставки детских работ, оповещает родителей и педагогов о проведении выставки. Дети сами устанавливают свои работы, общаются, делятся друг с другом эмоциями. Педагог оформляет газету для родителей о работе кружка за год. 32. Диагностика Приложение 3 Календарно-тематический план проведения занятий второго года обучения 6-7 лет Месяц октябрь Темы «Лист клена» - рельеф «Осенний натюрморт» «Чудо-птица» - свистулька «Старичок-лесовичок» ноябрь «Елочка» «Домашние животные» «Совушка на ветке» - рельеф Задачи учить видеть пропорции; использовать приемы сплющивание, сглаживание, использование стеки присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму. должен знать: строение животных, основные детали должен уметь: выполнять форму, налепы, устойчивость. закреплять умения создавать из глины образ предмета, выделяя его характерные особенности. сочетает глину с другими природными материалами: с деревом, бумагой и прочее. должен знать: способы и приемы лепки, последовательность выполнения работы. должен уметь: называть характерные особенности животных, раскрасить. должен знать: строение животных, основные детали 21 «Избушка» - рельеф декабрь «Зимняя сказка» - лепка елочек и домиков «Дедушка Мороз» - громатуха «Ангел» - рельеф январь Роспись «Зимние замки» «Гном» - громатуха «Замок» (рельеф) «Скульптурный портрет» должен уметь: выполнять форму, налепы, устойчивость. Закреплять умения создавать из глины образ предмета, выделяя его характерные особенности. сочетает глину с другими природными материалами: с деревом, бумагой и прочее. Учить вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу, способы создания полых форм. учить лепить скульптуры из 23 предметов, передавать позы, пропорции. закреплять умения передавать выразительность образа, применяет способ оттягивание, сглаживание, прижимание, использование стеки. уметь расписывать должен понять: взаимосвязь скульптурных компонентов; композиционной скульптуры. должен знать: композиционное решение, способы создания полых форм. должен уметь: последовательно выполнять скульптурную композицию. продолжать формировать умения применять разные способы лепки, сплющивание, защипывание, соединение краев, раскатывание. вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу, способы создания полых форм. должен понять: взаимосвязь скульптурных компонентов; композиционной скульптуры. 22 февраль «Машина - рельеф» «Лошадка» – свистулька «Карандашница» март Роспись «Ваза для мамы» «Барыня» - громатуха «Лебедь» «Пасхальный сувенир» апрель «В далеком космосе» «Морская звезда» - подсвечник «Рыба-клоун» должен знать: композиционное решение, способы создания полых форм. должен уметь: последовательно выполнять скульптурную композицию. применять разные способы лепки, сплющивание, защипывание, соединение краев, раскатывание. закреплять умения лепить крупные детали простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой выделить особенности формы, деталей, пропорции, закреплять предметы на подставке, раскрасить. уметь расписывать формировать умения присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму. выделить особенности формы, деталей, пропорции, закреплять предметы на подставке, раскрасить. лепка крупных деталей и простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу, способы создания полых форм. лепка крупных деталей и простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой лепка крупных деталей и простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой способствовать умению 23 «Рыба» - рельеф май «Весеннее дерево» «Бабочка» - рельеф «Животные жарких стран» Роспись выделить особенности формы, деталей, пропорции, закреплять предметы на подставке, раскрасить. выделить особенности формы, деталей, пропорции, закреплять предметы на подставке, раскрасить. лепка крупных деталей и простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой продолжать формировать умения создавать из глины образ предмета, выделяя его характерные особенности. применять разные способы лепки, сплющивание, защипывание, соединение краев, раскатывание. уметь расписывать Всего 32 занятия Приложение 4 Формы работы с родителями. Создание рекламы о работе по программе, беседы, проведение открытых занятий, выступления педагога и детей на родительских собраниях, демонстрация детских работ, участие в конкурсах различного уровня, ведение страницы в соцсети WhatsApp. мастерклассы для родителей, публикация работ на официальной страницы сайта ДОО. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи: 1. родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей; 2. передаѐтся опыт совместной деятельности; 3. создаѐтся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам; 4. создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей; 5. формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.). 24