Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 66 «Яблонька» города Калуги (МБДОУ № 66 г.Калуги) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ № 66 г.Калуги от 30.08.2024 № 151/01-02 педагогическим советом МБДОУ № 66 г.Калуги (протокол от 30.08.2024 № 1) Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Знайка» для детей 5-6 лет Составитель программы Воспитатель: Демидова Е.В. Срок реализации программы 1 год город Калуга, 2024 №п/п Содержание 1. Раздел. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Актуальность Программы 1.1.2. Новизна и отличительная особенность 1.1.3. Адресат Программы, Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет 1.1.4. Сроки освоения Программы 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.2. Цели и задачи Программы 1.2.1. Принципы и подходы, осуществляемые в реализации Программы 1.3. Содержание работы по Программе с детьми 1.4. Планируемые результаты освоения Программы 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации Программы 2.2. Формы педагогической диагностики 2.3. Методические материалы 3 Список литературы 4 Приложение Приложение 1 Календарный учебный график Приложение 2 Календарно-тематический план обучения детей 5-6 лет 2 №п/п 3 3 4 4 5 6 7 8 8 11 12 13 16 17 I. Раздел. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Знайка» (далее программа) социально-гуманитарной направленности предназначена для детей 5-6 лет. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. 1.1.1. Актуальность программы. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Работа программе подготовки к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приѐмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Реализуемая программа строится на принципе личностно– развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Программа для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с ФГОС, основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. «Готовим пальчики к письму», «Развивающая программа по подготовке к школе» (Е.А.Максимова и др.), «Обучение дошкольников грамоте» (Н.С. Варенцова), «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, 3 Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Программа - создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности. 1.1.2. Новизна Программы Программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приѐмов как на занятиях по обучению грамоте, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребѐнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи, обучению грамоте и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Созданы условия, способствующие развитию звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом. Развитие математических представлений. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости. 1.1.3. Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет. Условия приема детей осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Наполняемость группы до 20 человек, в группе занимаются дети одного возраста: 5-6 лет. Возрастные особенности детей 5-6 лет. К 6 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребѐнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещѐ не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребѐнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаѐтся взрослым (отобрать несколько фигур определѐнной формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определѐнным образом). 4 Объѐм памяти изменяется не существенно. Улучшается еѐ устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приѐмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). На указанном этапе жизни малыши способны запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым, а также перечислять по памяти предметы, расставленные в комнате (уточняя местонахождение каждого из них). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребѐнку решать более сложные задачи с использованием обобщѐнных наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребѐнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребѐнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалѐнные последствия собственных действий и поступков. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Ребѐнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трѐхзвуковых слов. Круг чтения ребѐнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объѐм информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, полные имена родителей, близких родственников и их профессии. В шестилетнем возрасте дети могут описывать сюжетные события – к примеру, пересказывать фильмы и сказки, или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке. Надо заметить, что шестилетки легко усваивают сведения, идущие с ТВ-экранов, поэтому советуем родителям приложить определенные усилия к тому, чтобы их чадо получало как можно меньше бессмысленной и негативной информации. 1.1.4. Срок реализации программы для детей 5-6 лет» - 1 год. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 октября по 31 мая. 5 Занятия проводятся 2 раза в неделю (что составляет 8 занятия в месяц, 64 занятия в год), во вторую половину дня в кабинете по дополнительному образованию. Продолжительность занятий не превышает требований, действующих СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет: 25 минут в старшем дошкольном возрасте. 1.1.5. Особенности организации образовательного процесса Форма обучения и организации занятий: групповая, в группе занимаются дети одного возраста с 5 до 6 лет. При обучении по Программе используются традиционные методы: наглядный, практический словесный. Описание форм и методов проведения занятий: Дыхательная гимнастика развивает фантазию детей, тренирует лѐгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Пальчиковая гимнастика для обеих рук, при условии систематического выполнения, помогут пробудить ещѐ «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребѐнка по всем школьным предметам. Нетрадиционные технологии. Здоровьесберегающие методы и приемы Структура организации образовательной деятельности: рассматривание детьми сюжетной картины и предметных картинок, упражнения для снятия напряжения глаз и пальчиковая гимнастика, звукобуквенный анализ, штриховка, печатание букв, цифр. Формы обучения: Наглядные; Словесные; Практические; Групповые; Индивидуальные; Проблемные ситуации; Моделирование; Использование схем, символов, знаков; Дидактические игры. 1. Словесные методы обучения: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; 6 словесные игры. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу. 3. Практические методы обучения: тренинг; подвижные, пальчиковые развивающие игры изготовление детских работ загадки. Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально. Формы проведения занятий: занятие-игра, викторина, путешествие, практическое занятие. Данные формы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы. 1.2. Цель и задачи реализации Программы Цель: Формирование у дошкольников основных необходимые навыков учебной деятельности, развивать познавательные интересы, мыслительные процессы с использованием развивающих игр и упражнений. Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Совершенствовать развитие психических процессов: произвольного внимания; логического мышления; зрительного и слухового восприятия; памяти, речи детей 1. Совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе; ориентация в пространстве на примере собственного тела 2. Развитие школьно-значимых функций старших дошкольников: 7 умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями 1.2.1. Принципы и подходы, осуществляемые в реализации Программы комплексный подход – использование целого комплекса различных методик и приемов, при организации образовательной среды; принцип индивидуальности посредством учета потребностей данного возраста и опору на игровую (ведущую) деятельность; принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений; принцип результативности; принцип вариативности - предоставляет ребенку право собственного выбора действия; предполагает разнообразие содержания, форм и методов; позитивный подход – опора на сильные стороны личности, поведения ребенка и позитивная ориентация на ребенка; принцип поддержки разнообразия детства; принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребѐнка; принцип связи обучения с жизнью; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности; принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 1.3. Содержание работы по Программе По разделу «Развитие речи и обучение грамоте»: В рамках реализации первого раздела программы «Развитие речи и обучение грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый. Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника. Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Каждое занятие 8 начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем). Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв. Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат. На последующих занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным. Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов. Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость 9 согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю. На последующих занятия дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения. Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости /глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ. На заключительных занятиях закрепляются полученные знания. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву. В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Разнообразный по формам материал физминуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука). По разделу: «Развитие математических представлений и логики» Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами. ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ. 10 Прямой и обратный счет. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел, точками на отрезке прямой. Состав числа. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчерасегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы К концу обучения по Программе воспитанники будут: Знать буквы русского алфавита. Уметь писать буквы русского алфавита в клетке. Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква». Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце. Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки. Уметь пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат). Соотносить звук и букву. Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком. Проводить звуковой анализ слов. Читать слова, слоги, предложения. 11 Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение». По разделу: «Развитие математических представлений и логики» Знать как выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий. Соотносить цифру с количеством предметов. Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты. Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. 2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение Программы. Для занятий по Программе используется кабинет по дополнительному образованию, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение сухое, светлое, имеется возможность для проветривания, по площади, достаточной для проведения занятий с группой до 20 человек. Средства информационно-коммуникационных технологий: тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, панно "Звуко-буквенный ряд", панно "Азбука", бумага офисная, фишки-карточки, касса букв, индивидуальные рабочие тетради, счетные палочки, геометрическое лото. Наглядный, демонстрационный материал: 12 доска учебная для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, --, =,>, <; мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках); модели ("числовая лесенка", календарь и др.); панно и картинки для составления и решения арифметических задач. К раздаточным материалам относятся: мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; счетные палочки и т. д. пособия для обучения детей счету; пособия для упражнений в распознавании величины предметов; пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке; специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами 2.2. Формы педагогической диагностики Способы проверки освоения Программы – мониторинг освоения детьми содержания программы с помощью практических заданий. Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения. Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5 – 6 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера. Мониторинг проводится согласно пройденным темам и оцениваются по уровням: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень». Высокий уровень - выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания. Объѐм знаний соответствует программным требованиям. Средний уровень - выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее и достаточное понимание материала, 13 однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала. Низкий уровень - выставляется если ребенок не справился с заданием при подсказки взрослого. По разделу «Развитие речи и обучение грамоте»: № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Содержание деятельности Количество детей, овладевших содержанием программы Конец года Начало года развиты виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. обогащена речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. развит фонематический слух (умение выделять звук из ряда других); развит фонематический анализ (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); обозначает звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; подготовлена рука к письму («печатание» букв, слов, предложений). По второму разделу: Развитие математических представлений и логики: № 1. 2. 3. 4. 5. Содержание деятельности развиты математические представления о числах и цифрах; знает математические знаки; умеет решать и составлять арифметические задачи; развито внимание, наблюдательность, логическое мышление; подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм Оценка качества освоения программы № Наименование раздела Основные показатели оценки 14 Количество детей, овладевших содержанием программы Начало года Конец года 1. «Развитие речи обучение грамоте» и - Знают буквы русского алфавита Пишут буквы русского алфавита в клетке Понимают и используют в речи термины «звук», «буква» Определяют место звука в слове в начале, в середине и в конце Различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки Пользуются графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат) - Соотносят звук и букву Определяют ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком - Проводят звуковой анализ слов - Читают слова, слоги, предложения Правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение» 2. «Развитие математических представлений логики» Выделяют и выражают в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. и Объединяют группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. - Находят части целого и целое по известным частям. Сравнивают группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. Считают в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользуются порядковыми и количественными числительными. Сравнивают, опираясь стоящие числа в пределах 10. на наглядность, рядом Называют для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. Определяют состав чисел первого десятка на основе предметных действий. - Соотносят цифру с количеством предметов. 15 Измеряют длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагают предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты. Узнают и называют квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находят в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивают фигуры на несколько частей и составляют целые фигуры из этих частей. Выражают словами местонахождение предмета, ориентируются на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Называют части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. 2.3. Методические материалы Методика проведения занятий: На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Выполняются все санитарногигиенические нормы, временной режим занятия, совершенствуется в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем. Подготовка педагога к занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов. На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий. В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями). На всех этапах обучения у детей будут развиваться - внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. 16 Список литературы 1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «ДетствоПресс», 2012 2. Волина В. Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996. 3. Варенцова Н. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г. 4. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015. 5. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001. 6. Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей. - М.: Школьная Пресса, 2010. 7. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. - СПб: Детство-Пресс, 2011. 8. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013. 9. Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г. 10. Жукова Р. А. «Как научить ребенка читать». «Корифей» издательско-торговый дом, Волгоград; 2010 г. 11. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013. 12. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008. 13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.Максимова Е.А. «Готовим пальчики к письму» - Москва, Обруч, 2011 год 14. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игрызанятия. - М.: Школьная Пресса, 2012. 17 Приложение 1 Календарный учебный график Начало учебного года Окончание учебного года Летние каникулы Продолжительность учебного числе 1-ое полугодие 2-ое полугодие Всего Продолжительность занятий 5-6 лет Диагностический период 1 октября 31 мая 1 июня по 31 августа года всего, в том 24 занятий 40 занятий 64 занятия в год 25 минут Октябрь 1 занятие Май 1 занятие Вторая половина дня В соответствии и датами Регламентирование занятий (вторая половина дня) Каникулы и праздничные дни с календарными периодами Учебный план Занятия по дополнительной образовательной программе «Знайка» проходят 2 раза в неделю (что составляет 8 занятия в месяц, 64 занятия в год), во вторую половину дня в кабинете по дополнительной услуге. Занятия по Программе начинается с 1 октября и длится до 31 мая. Занятия проводят со всей группой детей. Продолжительность занятий 25 минут. № Программа «Знайка» Мониторинг Всего «Развитие речи и обучение грамоте» 1. 31 1 Тестовые задания 2 Итого 1 Тестовые задания «Развитие математических 31 представлений и логики» 62 64 18 Приложение 2 Календарно-тематический план № п/п Раздел Тема Количество занятий всего Октябрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики) Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Первого раздела: 4 занятия - обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: 4 занятия - развитие математических представлений о числах и цифрах -знакомство с математическими знаками - развития интереса к окружающему миру математического содержания Первого раздела: 4 занятия -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений 19 Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики) Ноябрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) Декабрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) Второго раздела: - развитие математических представлений о числах и цифрах -знакомство с математическими знаками - развития интереса к окружающему миру математического содержания Первого раздела: -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать и составлять арифметические задачи - развития интереса к окружающему миру математического содержания -развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; Первого раздела: -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать и составлять арифметические задачи - развития интереса к окружающему миру математического содержания 20 4 занятия 4 занятия 4 занятия 3 занятия 3 занятия Январь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) Февраль Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) Март Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Первого раздела: -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать и составлять арифмети-ческие задачи - развития интереса к окружающему миру матема-тического содержания -развитие внимания, наблюдательности, логичес-кого мышление Первого раздела: - обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать и составлять арифметические задачи - развития интереса к окружающему миру математического содержания -развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; Первого раздела: - обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха 21 2 занятия 2 занятия 4 занятия 4 занятия 4 занятия Логические задачи (Развитие математических представлений и логики) Апрель Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Логические задачи (Развитие математических представлений и логики) май Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте) Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики) - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать логические задачи - развития интереса к окружающему миру математического содержания Первого раздела: - обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать логические задачи - развития интереса к окружающему миру математического содержания Первого раздела: - обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире -развитие фонематического слуха - развитие фонематического анализа - формирование графомоторных навыков и умений Второго раздела: -развитие умение решать и составлять арифметические задачи - развития интереса к окружающему 22 4 занятия 4 занятия 4 занятия 2 занятия 2 занятия миру математического содержания -развитие внимания, наблюдательности, логического мышление Комплексно-тематический план Месяц Сентябрь Тема Звуки и буквы Числацифры Программное содержание Предполагаемый результат Познакомить детей с историей возникновения речи у человека, о способах общения между людьми; У детей обогащена речь, за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире -развит фонематический слух; дать детям характеристику звука и буквы, помочь в различении этих понятий; познакомить с гласным звуком и буквой А; упражнять в определении звука в словах. познакомить с согласным звуком и буквой М; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слогов и слов из букв, чтении их; помочь в овладении звукобуквенным анализом слова "мама". сформировано графо моторные навыки и умения. Второго раздела: - имеют математические представления о числах и цифрах -знакомы с математическими знаками. - интересуются окружающим миром математического содержания. Закреплять: знания о числах квадрате и прямоугольнике, учить 23 Форма Дидактический материал, техническое оснащение Игровые: использование игр и игровых персонажей помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр; игры со словами Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры; Октябрь Звуки и буквы Числацифры Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие; научить определять место звука и количество слогов в словах. познакомить с гласным звуком и буквой О; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при допрессовывании букв; научить определять место звука и количество слогов в словах. познакомить с согласным звуком и буквой С; учить определять место звука в трех позициях; упражнять в сравнении слов "сама" и "сам"; закрепить деление слов на слоги. -определяют звук в словах, называют гласные звуки, называют количество слогов. Второго раздела: - развитие математических представлений о числах и цифрах -знакомство с математическими знаками интересуются окружающим миром математического содержания. 24 Игровые: использование игр и игровых персонажей. Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры). Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки). Практические: - выполнение заданий. помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр; игры со звуками, с математическим содержанием Ноябрь Звуки и буквы Арифм етичес кие задачи закрепить изученные звуки, а также буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов по разрезной азбуке и слоговой таблице. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивать умение давать характеристику звука и буквы Н; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов. Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки Дают характеристику звукам, составляют слова из букв, читают слова по таблице. Второго раздела: - освоили представления о числах и цифрах -знакомы с математическими знаками Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий 25 помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр самоконтроля и самооценки. Формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта. Декабрь Звуки и буквы Арифм етичес кие задачи Познакомить с характеристикой звука и буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов продолжать учить звуковому анализу слов; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в составлении прямых и обратных слогов из букв разрезной азбуки, трехбуквенных слов. познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с Определяют место звука в словах, называют слова с заданным звуком. Решают и составляют арифметические задачи Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий 26 помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр Январь Звуки и буквы Арифм етичес кие задачи помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; продолжать учить звуковому анализу слов; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в составлении прямых и обратных слогов из букв разрезной азбуки, трехбуквенных слов познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска Составляют прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки, трехбуквенные слова. Составляют предложение по заданному слову. Понимают отношения между числами, записывают эти отношения с помощью знаков <,>; устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; рисуют треугольники, трапеции в тетради в клетку; составляют числа из двух меньших чисел. 27 Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланели граф; \индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр Февраль Звуки и буквы Арифм етичес кие задачи объекта. показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице. закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении познакомить с согласным звуком и буквой Л; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах; развивать воображение, логическое мышление; активизировать в речи прилагательные и глаголы; Продолжать учить понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить Дети различают произношение звуков; развит фонематический слух, интонационная выразительность речи: читают слоги и находят слова по таблице. Игровые: использование игр и игровых персонажей Используют знания о звуках, буквах, слогах; Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; знают о днях недели; решают логическую задачу; 28 Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Практические: - выполнение заданий помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. Март Звуки и буквы Логиче ские задачи знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять, словом, положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки познакомить с согласным звуком и буквой Р; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. показать различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: закреплять умение читать слоги и находить слова по таблице; упражнять в согласовании существительных и прилагательных. познакомить с согласным звуком и буквой К; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и давать смысловую характеристику слова; упражнять в звуковом Читают слоги и складывают слова из букв; составляют предложение по заданному слову. Находят различия в произношении звуков; согласовывают существительные и прилагательные. Определяют место звука в словах и дают смысловую характеристику слова; Соотносят количество предметов с цифрой; составляют вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечают на них, записывают цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывают математическую загадку, записывают ее решение с помощью знаков и цифр; понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно. Знакомы 29 Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. анализе слов. Апрель Звуки и буквы Логиче ские задачи Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением познакомить с согласным звуком и буквой П; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов. закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении. с часами, их разнообразием и назначением Дети читают по слогам, составляют самостоятельно схемы звукового анализа слов. У детей развит фонематический слух, графо моторные навыки и умение решать логические задачи математического содержания. Решают арифметическую задачу, записывают условие задачи, читают запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисуют 30 Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр. Май Звуки и буквы Арифм етичес кие задачи упражнять в составлении предложений с разными интонационными знаками в конце. Знакомить: с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13. Решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками; развивать умение быстро схватывать смысл услышанного; упражнять в наращивании слов, умении составлять предложения, строить высказывания формировать знания детей о графическом образе, букв, упражнять в складывании букв из символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Дети умеют наращивают слов, составляют предложение, строят высказывания. Знают о графическом образе, букв, складывают буквы из различных материалов, рисовании и лепке. У детей развит интеллект, мелкая моторика, координация движений пальцев рук. 31 Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в различных материалов, рисовании и лепке их; развивать интеллект, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова; развивать слуховое восприятие, память, внимание; упражнять в коллективном чтении небольшого текста. обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепить навык звукослогового анализа слова, умение преобразовывать глаголы с помощью приставок, существительные – суффиксов), Продолжать учить: решать арифметические задачи записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измерять линейкой, записывать результаты измерения. Формировать: умение ориентироваться на Дети знают алфавит, знают, из чего состоят слова, выкладывают слова из букв, меняют первую букву и читать новые слова; Ориентируются в понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; решают арифметические задачи записывают решение с помощью цифр и знаков; понимают учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измеряют линейкой, записывают результаты измерения. Ориентируются на листе бумаги; решают примеры. 32 (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. листе бумаги; решать примеры; навыки самоконтроля и самооценки. 33 34